Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Качество ощущения всегда чисто эмпирическое, и его никак нельзя
представлять себе a priori (например, цвет, вкус и т. п.). Но реальное,
соответствующее ощущениям вообще, в противоположность отрицанию = 0
представляет только нечто такое, понятие чего само по себе содержит бытие и
означает лишь синтез в эмпирическом сознании вообще. Во внутреннем чувстве
это эмпирическое сознание может возрастать от 0 до какой угодно высшей
степени, так что одна и та же экстенсивная величина созерцания (например,
освещенная поверхность) может возбуждать столь же сильное ощущение, как и
агрегат многих других (менее освещенных). Таким образом, от экстенсивной
величины явления можно совершенно отвлечься и тем не менее в одном лишь
ощущении, занимающем одно мгновение, представлять себе синтез однородного
возрастания от 0 до данного эмпирического сознания. Поэтому хотя все
ощущения, как таковые, даны только a posteriori, но то свойство их, что они
имеют степень, может быть познано a priori. Достойно удивления, что в
величинах вообще мы можем познать a priori только одно их качество, а
именно непрерывность, а во всяком качестве (в реальном [содержании]
явлений) мы познаем a priori только интенсивное количество их, т. е. то,
что они имеют степень; все же остальное предоставляется опыту.

3. Аналогии опыта

Принцип их таков: опыт возможен только посредством представления о
необходимой связи восприятии.

Доказательство

Опыт есть эмпирическое знание, т. е. знание, определяющее объект
посредством восприятии. Следовательно, опыт есть синтез восприятии, который
сам не содержится в восприятии, но содержит в сознании синтетическое
единство их многообразного; это синтетическое единство составляет существо
познания объектов чувств, т. е. опыта (а не просто созерцания или ощущения
чувств). Восприятия, правда, сходятся друг с другом в опыте только
случайно, так что из самих восприятии необходимость их связи не явствует и
не может явствовать, потому что схватывать означает лишь собирать вместе
многообразное [содержание] эмпирического созерцания, но схватывание не дает
никакого представления о необходимости связного существования собираемых им
вместе явлений в пространстве и времени. Но так как опыт есть познание
объектов посредством восприятии, то отношение в существовании
многообразного должно представляться в нем не так, как оно складывается во
времени, а так, как оно объективно существует во времени, и так как само
время воспринять нельзя, то определение существования объектов во времени
может быть осуществлено только посредством связывания их во времени вообще,
стало быть, только посредством понятий, a priori устанавливающих связь. Так
как эти понятия всегда вместе с тем заключают в себе необходимость, то опыт
возможен только посредством представления о необходимой связи восприятии.

Три модуса времени- это постоянность, последовательность и одновременное
существование. Поэтому всякому опыту должны предшествовать и делать его
возможным три правила всех временных отношений явлений, согласно которым
можно определить существование каждого явления относительно единства всего
времени.

Общее основоположение всех трех аналогий опирается на необходимое единство
апперцепции в отношении всего возможного эмпирического сознания
(восприятия) во всякое время; и так как это единство a priori лежит в
основе, то, следовательно, указанное общее основоположение опирается на
синтетическое единство всех явлений согласно их отношению во времени. В
самом деле, первоначальная апперцепция касается внутреннего чувства
(совокупности всех представлений), и притом a priori формы этого чувства,
т. е. отношения многообразного эмпирического сознания во времени. Все это
многообразное должно быть объединено в первоначальной апперцепции согласно
его временным отношениям, так как именно это выражает трансцендентальное
единство апперцепции a priori, которому подчинено все, что должно
принадлежать моему (т. е. моему единому) знанию, стало быть, может
сделаться предметом для меня. Следовательно, это синтетическое единство
временных отношений всех восприятии, определенное a priori, есть закон,
гласящий, что все эмпирические определения времени должны быть подчинены
правилам общего определения времени, и аналогии опыта, которыми мы
занимаемся теперь, должны быть такими правилами.

Особенность этих основоположений состоит в том, что они рассматривают не
явления и не синтез их эмпирического созерцания, а только существование
[явлений] и отношение друг к другу, касающееся этого их существования.
Действительно, способ, каким что-то схватывается в явлении, может быть a
priori определен так, что правило его синтеза может дать вместе с тем само
это созерцание a priori в любом эмпирическом примере, т. е. осуществить его
через синтез.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249