Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Действительно,
речь идет здесь не о том, что полезно или вредно общему благу, а только о
том, как далеко может пойти разум в своей отвлекающейся от всякого интереса
спекуляции, и о том, можно ли на нес сколько-нибудь рассчитывать или лучше
совсем отказаться от нее в пользу практического. Таким образом, вместо того
чтобы размахивать мечом, лучше спокойно присматривайтесь из безопасного
убежища критики к этому спору, который для борющихся утомителен, а вас
развлекает и при несомненно бескровном исходе должен быть полезным для
ваших взглядов. Было бы ведь нелепо ожидать от разума разъяснений и в то же
время заведомо предписывать ему, на какую сторону он непременно должен
стать. К тому же разум уже самопроизвольно до такой степени укрощается и
удерживается в границах самим же разумом, что вам нет нужды призывать
стражу, чтобы противопоставить общественную силу той стороне, перевес
которой кажется вам опасным. В этой диалектике не бывает побед, которые
давали бы вам повод беспокоиться.

Разум даже нуждается в таком споре, и было бы желательно, чтобы этот спор
велся своевременно и публично, пользуясь неограниченной свободой. Тем
раньше в таком случае развилась бы зрелая критика, при появлении которой
все эти столкновения сами собой должны исчезнуть, так как спорящие поймут
свое ослепление и предрассудки, разъединявшие их.

В человеческой природе есть некоторая порочность, которая в конце концов,
как и все исходящее из природы, должна содержать в себе задатки к добрым
целям; я говорю о склонности [человека] скрывать свои настоящие чувства и
выставлять напоказ другие, считающиеся благородными и похвальными. Без
сомнения, благодаря этой склонности скрывать свою природу и придавать себе
лучший вид люди не только цивилизовались, но и постепенно в известной
степени морализировалисъ, так как, не будучи в состоянии сорвать маску
благопристойности, честности и благонравия, всякий находил для себя школу
для совершенствования в мнимых примерах добра, которые он видел среди
окружающих. Однако эта склонность показывать себя лучше, чем на самом деле,
и высказывать убеждения, которых в действительности нет, служит только
предварительно для того, чтобы вывести человека из грубости и заставить его
сначала по крайней мере усвоить манеры добра, известного ему, а затем,
когда правильные основоположения уже развились и вошли в образ мышления,
эта лживость должна быть постепенно искоренена, потому что иначе она
развращает душу и не дает добрым чувствам подняться из-под сорной травы
красивой внешности.

Мне жаль, что ту же самую порочность, притворство и лицемерие я наблюдаю
даже в проявлениях спекулятивного способа мышления, хотя здесь люди
встречают гораздо меньше препятствий высказывать искренне и откровенно, как
и подобает, свои взгляды и не имеют никаких выгод поступать иначе. В самом
деле, что же может быть вреднее для познания, как сообщать друг другу даже
мысли извращенно, скрывать испытываемые нами сомнения в собственных наших
утверждениях или придавать видимость очевидности доводам, которые не
удовлетворяют нас самих? Но пока эти тайные козни имеют своим источником
только личное тщеславие человека (что нередко имеет место в спекулятивных
суждениях, не представляющих особенного интереса и нелегко доказуемых с
аподиктической достоверностью), их публичному одобрению противостоит
тщеславие других людей, и в конце концов результат получается такой же
какой был бы достигнут, правда, значительно раньше, при самых благородных
чувствах и искренности. Но в тех случаях когда простые люди полагают, что
хитроумные софисты замышляют не более и не менее как подкоп под самые
основы общественного благополучия, им кажется не только умным, и
позволительным и даже похвальным помогать доброму дел хотя бы мнимыми
доводами, а не оставлять предполагаемом противнику добра даже и тех
преимуществ, которые появились бы у него, если бы мы умерили свой тон до
степени лит практического убеждения и признались, что у нас нет
спекулятивной и аподиктической достоверности. Однако мне дум; что труднее
всего согласовать хитрость, притворство с намерением отстоять доброе дело.
Чтобы при взвешивании доводов разума в чистой спекуляции все было чес самое
меньшее, чего можно требовать. Но если бы можно твердо рассчитывать хотя бы
на это меньшее, то спор спекулятивного разума по поводу важных вопросов о
Боге, бессмертии (души) и свободе был бы или давно решен, или близок к
решению. Так нередко благородные чувства обратно пропорциональны
достоинству самого дела, и это дело, быть может, имеет больше искренних и
честных противников, чем защитников.

Итак, допуская, что есть читатели, которые не хотят защищать правое дело
неправыми путями, я считаю, согласно основоположениям нашей критики,
решенным, что, когда мы oбращаем внимание не на то, что происходит, а на
то, что по справедливости должно было бы происходить, не должно быть
никакой полемики чистого разума.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249