Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

е. то, каким образом одна субстанция может быть причиной
чего-то в другой субстанции. Отсюда ясно, что для этого требуется особый
акт рассудка: точно так же обстоит дело и в остальных случаях.

Третье замечание. Об одной из категорий, а именно о категории общения,
принадлежащей к третьему классу категорий, следует сказать, что согласие ее
с соответствующей этому классу формой разделительного суждения в таблице
логических функций не так явно, как в других категориях.

Чтобы убедиться в этом согласии, нужно заметить, что во всех разделительных
суждениях объем понятия (количество всего того, что ему подчинено) как
целое представляется разделенным на части (подчиненные понятия), и так как
одна часть не может быть подчинена другой, то они мыслятся как
координированные, а не субординированные друг другу, так что они определяют
друг друга не односторонне, как в ряду, а взаимно, как в агрегате (если
один член деления дается, то все остальные исключаются, и наоборот).

Подобная же связь мыслится и в вещах, взятых как целое: одна вещь как
действие не подчинена другой как причине своего существования, поэтому они
вместе и взаимно координируются как причины, определяющие друг друга
(например, в теле, части которого взаимно притягиваются и отталкиваются), и
это совсем иной вид связи, чем тот, который встречается при простом
отношении причины к действию (основания к следствию), когда следствие в
свою очередь не определяет основания и потому не образует с ним целого (как
творец мира с миром). Образ действия рассудка, когда он представляет себе
объем разделенного понятия, совершенно такой же, когда он мыслит вещь как
делимую на части; подобно тому как в первом случае члены деления исключают
друг друга и тем не менее соединены в одном объеме, точно так же во втором
случае рассудок представляет себе части делимой вещи как обладающие
существованием (как субстанции) независимо от всех остальных частей и в то
же время как связанные в одно целое.


12

В трансцендентальной философии древних есть еще один раздел, содержащий
чистые рассудочные понятия, которые, хотя они и не причисляются к
категориям, тем не менее должны быть, по их мнению, приложимы к предметам
как априорные понятия; в таком случае они должны были бы увеличить собой
число категорий, что невозможно. Эти понятия даны в известном положении
схоластиков: quodlibet ens est unum, verum, bonum. Хотя применение этого
принципа, поскольку из него делались выводы (не содержавшие ничего, кроме
тавтологии), было неудачным, так что в новейшее время метафизики обычно
выставляют его почти только ради чести, тем не менее мысль, сохранявшаяся
столь долгое время, какой бы пустой она ни казалась, заслуживает того,
чтобы исследовали ее происхождение, и дает повод предполагать, что в основе
ее лежит какое-то правило рассудка, которое, как это часто случается,
только ложно истолковывалось. Эти мнимотрансцендентальные предикаты вещей
суть не что иное, как логические требования и критерии всякого знания о
вещах вообще; в основу знания они полагают категории количества, а именно:
единство, множественность и целокупность: но они должны, собственно,
рассматриваться с точки зрения содержания как принадлежащие к возможности
самих вещей, между тем как на деле ими пользовались только в формальном
значении как принадлежащими к числу логических требований в отношении
всякого знания и в то же время неосмотрительно превращали эти критерии
мышления в свойства вещей самих по себе. В самом деле, в каждом познании
объекта имеется единство понятия, которое можно назвать качественным
единством, поскольку под ним подразумевается лишь единство сочетания
многообразного в знаниях, каково, например, единство темы в драматическом
произведении, в разговоре, сказке. Во-вторых, [в каждом познании объекта
есть] истина в отношении следствий. Чем больше имеется истинных следствий
из данного понятия, тем больше признаков его объективной реальности. Это
можно было бы назвать качественной множественностью признаков, относящихся
к одному понятию как общему основанию (а не мыслимых в нем как количество).
Наконец, в-третьих, в каждом познании объекта есть совершенство, состоящее
в том, что эта множественность в целом сводится обратно к единству понятия
и полностью согласуется только с понятием; это можно назвать 'качественной
полнотой (целокупностью). Отсюда ясно, что три категории количества, в
которых единство должно считать сплошь однородным при произведении
определенного количества (Quantum), здесь видоизменены этими логическими
критериями возможности познания вообще посредством качества познания как
принципа только в отношении сочетания также и неоднородных частей знания в
одном сознании. Так, критерием возможности понятия (а не объекта его)
служит дефиниция, в которой для построения целого понятия необход

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249