Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Так как это касается нашего поведения по
отношению к высшей цели, то конечной целью мудро пекущейся от нас природы
при устройстве нашего разума служит, собственно, лишь моральное. Однако,
обращая внимание на предмет, чуждый трансцендентальной философии *, мы
должны быть осмотрительными, чтобы не затеряться в частностях и не нарушить
единства системы и, с другой стороны, не сказать об этих новых предметах
слишком мало и не оставить ничего неясным или неубедительным. Того и
другого я надеюсь избежать тем, что буду как можно ближе держаться
трансцендентального и оставлю совершенно в стороне то, что здесь могло бы
быть психологическим, т. е. эмпирическим.

Здесь следует прежде всего заметить, что теперь я буду пользоваться
понятием свободы только в практическом значении, а понятие свободы в
трансцендентальном смысле, которое не может предполагаться эмпирически как
основание для объяснения явлений и само составляет проблему для разума,
оставлю здесь в стороне как рассмотренное уже выше. Воля имеет чисто
животную природу (arbitrium brutum) и может определяться только
чувственными побуждениями, т. е. патологически. А воля, которая может
определяться независимо от чувственных побуждений, стало быть, мотивами,
представляемыми только разумом, называется свободной волей (arbitrium
liberum), и все, что стоит с ней в связи как основание или как следствие,
называется практическим. Практическая свобода может быть доказана опытом.
Действительно, человеческую волю определяет не только то, что возбуждает,
т. е. непосредственно воздействует на чувства; мы обладаем способностью
посредством представлений о том, что полезно или вредно даже весьма
отдаленно, преодолевать впечатления, производимые на наши чувственные
склонности; но эти соображения о том, что желательно для всего нашего
состояния, т. е. что приносит добро или пользу, основываются на разуме.
Поэтому разум дает также законы, которые суть императивы, т. е. объективные
законы свободы, и указывают, что должно происходить, хотя, быть может,
никогда и не происходит; этим они отличаются от законов природы, в которых
речь идет лишь о том, что происходит; поэтому законы свободы называются
также практическими законами.

Не определяется ли, однако, сам разум в этих поступках, через которые он
предписывает законы, другими влияниями и не оказывается ли то, что в
отношении чувственных побуждений называется свободой, для более высоких и
более отдаленно действующих причин опять же природой - этот вопрос не
касается нас в практической области, где мы прежде всего ищем у разума лишь
правила для поведения, тогда как упомянутый вопрос чисто спекулятивный и мы
можем оставить его в стороне, пока речь идет о нашем поведении. Итак, мы
познаем практическую свободу на опыте как одну из естественных причин, а
именно как причинность разума в определении воли, тогда как
трансцендентальная свобода требует независимости самого этого разума (в
отношении его причинности, начинающей ряд явлений) от всех определяющих
причин чувственно воспринимаемого мира; в этом смысле она, по-видимому,
идет вразрез с законом природы, стало быть со всяким возможным опытом, и
потому остается проблемой. Однако для разума в практическом применении эта
проблема не существует; следовательно, в каноне чистого разума мы имеем
дело только с двумя вопросами, которые касаются практического интереса
чистого разума и в отношении которых должен быть возможным канон его
применения. Эти вопросы таковы: существует ли Бог? Существует ли загробная
жизнь? Вопрос о трансцендентальной свободе касается только спекулятивного
знания и может быть оставлен нами в стороне, так как он совершенно
безразличен для нас, когда речь идет о практическом, и так как достаточное
разъяснение его дано уже в антиномии чистого разума.


КАНОНА ЧИСТОГО РАЗУМА


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


Об идеале высшего блага как об основании для определения конечной цели
чистого разума

Разум в своем спекулятивном применении вел нас через сферу опыта, и так как
в ней никогда нельзя найти для разума полного удовлетворения, то отсюда он
перешел к спекулятивным идеям, которые, однако, в конечном итоге опять
вернули нас к опыту, следовательно, выполнили свое намерение с большой
пользой, но совершенно иначе, чем мы ожидали. Нам остается теперь только
сделать еще одну попытку, а именно посмотреть, нет ли чистого разума также
и в практической сфере, не ведет ли он здесь к идеям, достигающим высших
целей чистого разума, только что перечисленных нами, и, следовательно, не
может ли он с точки зрения своего практического интереса доставить нам то,
в чем он решительно отказал нам в отношении спекулятивного интереса.

Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в
следующих трех вопросах: 1.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249