Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Первый вид этих умствующих выводов
относится к безусловному единству субъективных условий всех представлений
вообще (субъекта или души) и соответствует категорическим умозаключениям,
большая посылка которых как принцип выражает отношение предиката к
субъекту. Второй вид диалектического аргумента по аналогии с
гипотетическими умозаключениями делает своим содержанием безусловное
единство объективных условий в явлении, а третий вид, который будет
рассмотрен в следующей главе, имеет своей темой безусловное единство
объективных условий возможности предметов вообще.

Примечательно, однако, что трансцендентальный паралогизм создает только
одностороннюю видимость в отношении идеи о субъекте нашего мышления, а для
утверждения противоположного нельзя исходя из понятий разума найти
какую-либо видимость. Все преимущества здесь на стороне пневматиз-ма, хотя
он и не может отделаться от наследственного порока, в силу которого он
разлетается, как дым, под огнем критики, несмотря на благоприятствующую ему
видимость.

Совсем иное получается, когда мы применяем разум к объективному синтезу
явлений; здесь разум намерен, правда. доказать свой принцип безусловного
единства, придавая ему вид правдоподобия, однако вскоре запутывается в
таких противоречиях, что вынужден отказаться от своих притязаний в
космологии.

Здесь мы, собственно, сталкиваемся с новым феноменом человеческого разума,
а именно с совершенно естественной антитетикой, сети которой вовсе не
приходится преднамеренно расставлять на пути разума, так как он сам собой,
и притом неизбежно, попадает в них. Правда, это не позволяет разуму
убаюкивать себя воображаемой уверенностью, вызываемой односторонней
видимостью, но в то же время вводит его в искушение или предаться
безнадежному скептицизму, или усвоить догматическое упрямство и упорно
защищать определенные утверждения, не прислушиваясь к доводам противников и
не воздавая им справедливости. И то и другое означает смерть здоровой
философии, хотя первый случай все же можно было бы назвать эвтаназией
чистого разума.
Прежде чем показать разлад и расстройство, вызываемые этим противоречием
законов (антиномией) чистого разума, мы выскажем некоторые мысли,
разъясняющие и обосновывающие метод, которым мы пользуемся при исследовании
своего предмета. Все трансцендентальные идеи, поскольку они касаются
абсолютной целокупности в синтезе явлений, я называю космологическими
понятиями отчасти ввиду именно этой безусловной целокупности, на которой
основывается также понятие мироздания, само составляющее только идею,
отчасти же потому, что они относятся исключительно к синтезу явлений, стало
быть, к эмпирическому синтезу, между тем как абсолютная целокупность в
синтезе условий всех возможных вещей вообще приводит к идеалу чистого
разума, совершенно отличающемуся от космологического понятия, хотя и
связанному с ним. И подобно тому как паралогизмы чистого разума послужили
основанием для диалектической психологии, так же и антиномия чистого разума
показывает трансцендентальные основоположения мнимо чистой (рациональной)
космологии не для того, чтобы признать их состоятельными и усвоить их,
а-как это видно уже из названия противоречия разума - для того, чтобы
изобразить их как несогласимую с явлениями идею в ее сияющем, но ложном
блеске.




РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


Система космологических идей

Чтобы быть в состоянии перечислить эти идеи согласно некоторому принципу с
систематической точностью, мы должны, во-первых, заметить, что чистые и
трансцендентальные понятия могут возникнуть только из рассудка и что разум,
собственно, не создает никаких понятий, а самое большее освобождает
рассудочное понятие от неизбежных ограничений сферой возможного опыта и
таким образом стремится расширить его за пределы эмпирического, хотя и в
связи с ним. Это достигается тем, что разум требует абсолютной целокупности
на стороне условий (при которых рассудок подчиняет все явления
синтетическому единству) для данного обусловленного и тем самым превращает
категорию в трансцендентальную идею, чтобы придать абсолютную полноту
эмпирическому синтезу путем продолжения его до безусловного (которое
никогда не встречается в опыте и находится только в идее). Разум
предъявляет это требование согласно основоположению если дано
обусловленное, то дана и вся сумма условий, стало быть. абсолютно
безусловное, благодаря которому только и стало возможным обусловленное.
Таким образом, трансцендентальные идеи суть, во-первых, не что иное, как
категории, расширенные до безусловного, и потому могут быть расположены в
виде таблицы соответственно рубрикам категорий.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249