Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума




III. Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и
объем всех априорных знаний

Еще больше, чем все предыдущее, говорит нам то обстоятельство, что
некоторые знания покидают даже сферу всякого возможного опыта и с помощью
понятий, для которых в опыте нигде не может быть дан соответствующий
предмет, расширяют, как нам кажется, объем наших суждений за рамки всякого
опыта.

Именно к области этого рода знаний, которые выходят за пределы чувственно
воспринимаемого мира, где опыт не может служить ни руководством, ни
средством проверки, относятся исследования нашего разума, которые мы
считаем по их важности гораздо более предпочтительными и по их конечной
цели гораздо более возвышенными, чем все, чему рассудок может научиться в
области явлений. Мы при этом скорее готовы пойти на что угодно, даже с
риском заблудиться, чем отказаться от таких важных исследований из-за
какого-то сомнения или пренебрежения и равнодушия к ним. Эти неизбежные
проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие. А наука,
конечная цель которой-с помощью всех своих средств добиться лишь решения
этих проблем, называется метафизикой; ее метод вначале догматичен, т. е.
она уверенно берется за решение [этой проблемы] без предварительной
проверки способности или неспособности разума к такому великому начинанию.

Как только мы покидаем почву опыта, кажется естественным не строить тотчас
же здание с такими знаниями и на доверии к таким основоположениям,
происхождение которых неизвестно, а заложить сначала прочный фундамент для
него старательным исследованием, а именно предварительной постановкой
вопроса о том, каким образом рассудок может прийти ко всем этим априорным
знаниям и какой объем, силу и значение они могут иметь. И в самом деле, нет
ничего более естественного, чем подразумевать под словом естественно все
то, что должно происходить правильно и разумно; если же под этим понимают
то, что обыкновенно происходит, то опять-таки нет ничего естественнее и
понятнее, чем то, что подобное исследование долго не появлялось. В самом
деле, некоторые из этих знаний, например математические, с древних времен
обладают достоверностью и этим открывают возможность для развития других
[знаний], хотя бы они и имели совершенно иную природу. К тому же, находясь
за пределами опыта, можно быть уверенным в том, что не будешь опровергнут
опытом. Побуждение к расширению знаний столь велико, что помехи в
достижении успехов могут возникнуть только в том случае, когда мы
наталкиваемся на явные противоречия. Но этих противоречий можно избежать,
если только строить свои вымыслы осторожно, хотя от этого они не перестают
быть вымыслами. Математика дает нам блестящий пример того, как далеко мы
можем продвинуться в априорном знании независимо от опыта. Правда, она
занимается предметами и познаниями лишь настолько, насколько они могут быть
показаны в созерцании. Однако это обстоятельство легко упустить из виду,
так как указанное созерцание само может быть дано a priori, и потому его
трудно отличить от чистых понятии. Страсть к расширению [знания],
увлеченная таким доказательством могущества разума, не признает никаких
границ. Рассекая в свободном полете воздух в чувствуя его противодействие,
легкий голубь мог бы вообразить, что в безвоздушном пространство ему было
бы гораздо удобнее летать. Точно так же Платон покинул чувственно
воспринимаемый мир, потому что этот мир ставит узкие рамки рассудку, и
отважился пуститься за пределы его на крыльях идей в пустое пространство
чистого рассудка. Он не заметил, что своими усилиями он не пролагал дороги,
так как не встречал никакого сопротивления, которое служило бы как бы
опорой для приложения его сил, дабы сдвинуть рассудок с места. Но такова уж
обычно судьба человеческого разума, когда он пускается в спекуляцию: он
торопится поскорее завершить свое здание и только потом начинает
исследовать, хорошо ли было заложено основание для этого. Тогда он ищет
всякого рода оправдания, чтобы успокоить нас относительно его пригодности
или даже совсем отмахнуться от такой запоздалой и опасной проверки. Во
время же самой постройки здания от забот и подозрений нас освобождает
следующее обстоятельство, подкупающее нас мнимой основательностью.
Значительная, а может быть наибольшая, часть деятельности нашего разума
состоит в расчленении понятий, которые у нас уже имеются о предметах.
Благодаря этому мы получаем множество знаний, которые, правда, суть не что
иное, как разъяснение или истолкование того, что уже мыслилось (хотя и в
смутном еще виде) в наших понятиях, но по крайней мере по форме ценятся
наравне с новыми воззрениями, хотя по содержанию только объясняют, а не
расширяют уже имеющиеся у нас понятия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249