Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

О способности такого субъекта мы бы соответственно
составили эмпирическое и рассудочное (intellectuellen) понятия его
причинности, относящиеся к одному и тому же действию. Такое двоякое
понимание способности предмета чувств не противоречит ни одному из понятий,
которые мы должны составить себе о явлениях и возможном опыте.
Действительно, так как явления не вещи в себе, то в основе их должен лежать
трансцендентальный предмет, определяющий их как одни лишь представления, и
потому ничто не мешает нам приписывать этому трансцендентальному предмету
кроме свойства, благодаря которому он является, также причинность, которая
не есть явление, хотя результат ее находится тем не менее в явлении. Но
всякая действующая причина должна иметь какой-то характер, т. е. закон
своей каузальности, без которого она вообще не была бы причиной. Поэтому в
субъекте чувственно воспринимаемого мира мы должны были бы, во-первых,
находить эмпирический характер, благодаря которому его поступки как явления
стояли бы, согласно постоянным законам природы, в сплошной связи с другими
явлениями и могли бы быть выведены из них как их условий и, следовательно,
вместе с ними были бы членами единого ряда естественного порядка.
Во-вторых, мы должны были бы приписывать этому субъекту еще умопостигаемый
характер, который, правда, составляет причину этих поступков как явлений,
но сам не подчинен никаким условиям чувственности и не относится к числу
явлений. Первый можно было бы назвать также характером такой вещи в
явлении, а второй-характером вещи в себе.

Этот действующий субъект по своему умопостигаемому характеру не был бы
подчинен никаким временным условиям, так как время есть условие только
явлений, а не вещей самих по себе. В нем бы не возникал и не исчезал
никакой поступок, стало быть, он также не был бы подчинен тому закону
всякого временного определения и всего изменчивого, согласно которому все
происходящее имеет свою причину в явлениях (предшествующего состояния).
Одним словом, его причинность, поскольку она рассудочна, вовсе не
находилась бы в ряду эмпирических условий, которые делают необходимым
событие в чувственно воспринимаемом мире. Правда, этот умопостигаемый
характер никогда нельзя было бы познать непосредственно, так как мы можем
воспринимать нечто, лишь поскольку оно является; но все же мы должны были
бы мыслить его сообразно с эмпирическим характером, как мы вообще должны
мысленно полагать в основу явлений трансцендентальный предмет, хотя мы
вовсе не знаем, что такое он сам по себе.

Следовательно, этот субъект как явление был бы по своему эмпирическому
характеру подчинен всем законам определения согласно причинной связи и
постольку был бы лишь частью чувственно воспринимаемого мира, действия
которой, подобно всем другим явлениям, неизбежно вытекали бы из природы.
Поскольку он подвергался бы влиянию внешних явлений, поскольку его
эмпирический характер, т. е. закон его причинности, был бы познан опытом,
все его поступки должны были бы допускать объяснение из законов природы и
все данные для совершенного и необходимого определения их должны были бы
находиться в возможном опыте.

Но по своему умопостигаемому характеру (хотя мы можем иметь только общее
понятие о нем) этот же субъект должен был бы тем не менее рассматриваться
как свободный от всех влияний чувственности и определения посредством
явлений; и так как в нем, поскольку он ноумен, ничего не происходит и нет
никакого изменения, которое бы требовало динамических временных
определений, стало быть, нет связи с явлениями как причинами, постольку
такая деятельная сущность была бы в своих поступках свободна и независима
от всякой естественной необходимости как встречающейся исключительно в
чувственности. О ней совершенно правильно можно было бы сказать, что она
самопроизвольно начинает свои действия в чувственно воспринимаемом мире,
хотя сама деятельность (die Handlung) начинается не в ней самой; и такое
утверждение было бы правильным, хотя это не означало бы, что действия
должны начинаться в чувственно воспринимаемом мире самопроизвольно, так как
в этом мире они всегда заранее определены эмпирическими условиями
предшествующего времени, однако лишь при посредстве эмпирического характера
(которьш составляет лишь явление умопостигаемого характера), и возможны
только как продолжение [данного] ряда естественных причин. Таким образом, в
одном и том же действии, смотря по тому, относим ли мы его к его
умопостигаемой или к его чувственно воспринимаемой причине, имелись бы в
одно и то же время без всякого противоречия свобода и природа, каждая в
своем полном значении.


Объяснение космологической идеи свободы в связи со всеобщей естественной
необходимостью

Я нашел полезным сделать сначала набросок решения нашей трансцендентальной
проблемы, чтобы легче было обозреть пути разума при ее решении.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249