Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Причина, почему субстрат чувственности не удовлетворяет нас и почему мы
присоединяем к феноменам еще и ноумены, мыслимые только чистым рассудком,
кроется лишь в следующем. Чувственность и ее сфера, а именно сфера явлений,
самим рассудком ограничивается таким образом, что она направлена не на вещи
в себе, а только на тот способ, каким они являются нам в зависимости от
нашей субъективной природы. Это было результатом всей трансцендентальной
эстетики. А из понятия явления вообще естественно вытекает, что явлению
должно соответствовать нечто, что в себе не есть явление, так как явление
само по себе и вне нашего способа представления есть ничто; стало быть, для
того чтобы не впадать постоянно в порочный круг, следует допустить, что
слово явление уже заключает в себе указание на нечто, непосредственное
представление о чем, правда, чувственно, но что само по себе и помимо
природы нашей чувственности (на которой основывается форма нашего
созерцания) должно быть чем-то, т. е. предметом, независимым от
чувственности.

Отсюда возникает понятие о ноумене, которое вовсе не позитивно и не есть
определенное знание о какой-то вещи, а означает лишь мысль о каком-то нечто
вообще, при которой я отвлекаюсь от всякой формы чувственного созерцания.
Но для того чтобы ноумен означал истинный предмет, который следует отличить
от всех феноменов, недостаточно освободить свою мысль от всех условий
чувственного созерцания, а должно еще иметь основание допустить кроме
чувственного созерцания другого рода созерцание, при котором мог бы быть
дан такой предмет; иначе эта мысль была бы пуста, хотя она и не содержит
противоречий. Выше мы не могли, правда, доказать, что чувственное
созерцание есть единственно возможный вид созерцания вообще, хотя мы и
показали, что для нас это единственно возможный вид созерцания; но вместе с
тем мы не могли доказать, что возможен иной способ созерцания, и хотя наше
мышление может отвлечься от всякой чувственности, все же остается еще
вопрос, не есть ли это мышление только форма понятия и не остается ли
вообще при таком обособлении еще и некоторый объект.

Объект, с которым я вообще связываю явление, есть трансцендентальный
предмет, т. е. совершенно неопределенная мысль о чем-то вообще. Этот
предмет не может называться ноуменом, так как я не знаю, что он есть сам по
себе, и не имею о нем никакого понятия, кроме понятия о предмете
чувственного созерцания вообще, стало быть одинаковом для всех явлений. Я
не могу мыслить его посредством какой бы то ни было категории, так как
категории применимы только к эмпирическому созерцанию и служат для того,
чтобы подводить его под понятие о предмете вообще. Чистое применение
категорий, правда, возможно, т, е. не заключает в себе противоречий, однако
оно не имеет никакой объективной значимости, потому что не направлено ни на
какое созерцание, которое должно было бы этим приобрести единство объекта.
В самом деле, категория есть ведь только функция мышления, посредством
которой мне не дается никакой предмет, а только мыслится то, что может быть
дано в созерцании.

III О ПАРАЛОГИЗМАХ ЧИСТОГО РАЗУМА


ПЕРВЫЙ ПАРАЛОГИЗМ, КАСАЮЩИЙСЯ СУБСТАНЦИАЛЬНОСТИ

То, представление о чем есть абсолютный субъект наших суждений и потому не
может быть применено как определение другой вещи, есть субстанция.

Я, как мыслящая сущность, составляю абсолютный субъект всех своих возможных
суждений, и это представление обо мне не может быть применено как предикат
какой-либо другой вещи.

Следовательно, я, как мыслящая сущность (душа), есмь субстанция.

КРИТИКА ПЕРВОГО ПАРАЛОГИЗМА ЧИСТОЙ ПСИХОЛОГИИ

В аналитической части трансцендентальной логики мы показали, что чистые
категории (среди них также и категория субстанции) сами по себе не имеют
никакого объективного значения, если они не опираются на созерцание, к
многообразному [содержанию] которого они могут быть применены как функции
синтетического единства. Без этого условия они суть лишь функции суждения,
лишенные содержания. О всякой вещи вообще я могу сказать, что она есть
субстанция, поскольку я отличаю ее от предикатов и определений вещей. Во
всяком нашем мышлении Я есть субъект, которому мысли присущи только как
определения, и это Я не может быть применимо как определение какой-либо
другой вещи. Следовательно, каждый необходимо должен рассматривать самого
себя как субстанцию, а мышление- только как акциденцию своего существования
и как определения своего состояния.

Но как я могу применять это понятие субстанции? Я никак не могу заключать
из него, что я все время существую для себя как мыслящая сущность, не
возникаю и не исчезаю естественным путем; между тем понятие
субстанциальности моего мыслящего субъекта могло бы быть полезно мне только
для такого заключения, во всех же других отношениях я превосходно мог бы
обойтись и без него.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249