Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Следовательно, категории посредством созерцания доставляют нам знание о
вещах только через их возможное применение к эмпирическому созерцанию, т.
е. служат только для возможности эмпирического знания, которое называется
опытом Следовательно, категории применяются для познания вещей, лишь
поскольку эти вещи рассматриваются как предметы возможного опыта


23

Приведенное выше положение имеет чрезвычайно важное значение: оно
определяет границы применения чистых рассудочных понятий в отношении
предметов, точно так же как трансцендентальная эстетика определила границы
применения чистой формы нашего чувственного созерцания Пространство и время
как условия возможности того, каким образом могут быть даны нам предметы,
значимы только для предметов чувств, стало быть, только для предметов
опыта. За этими пределами они не представляют ничего, так как находятся
только в чувствах и не имеют никакой действительности вне их Чистые
рассудочные понятия свободны от этого ограничения и простираются на
предметы созерцания вообще, безразлично, сходно ли оно нашему созерцанию
или нет, лишь бы оно было чувственным, а не интеллектуальным. Однако это
распространение понятии за пределы нашего чувственного созерцания не
приносит нам никакой пользы, так как в таком случае они пустые понятия об
объектах, не дающие нам основания судить даже о том, возможны ли эти
объекты или нет, они суть лишь формы мысли без объективной реальности,
потому что в нашем распоряжении нет никаких созерцаний, к которым
синтетическое единство апперцепции, содержащее только эти понятия, могло бы
быть применено, так что они могли бы определить предмет Только наши
чувственные и эмпирические созерцания могут придать им смысл и значение.
Поэтому если мы допускаем объект нечувственного созерцания как данный, то
мы можем, конечно, представлять его через все предикаты, содержащиеся уже в
предположении о том, что ему не присуще ничего принадлежащего к
чувственному созерцанию, стало быть, что он непротяжен или не находится в
пространстве, что его пребывание не есть пребывание во времени, что в нем
не происходит никаких изменений (последовательности определений во времени)
и т д Однако если я указываю только, какими свойствами созерцание объекта
не обладает, и не могу сказать, что же в нем содержится, то это не
настоящее знание, ведь в таком случае я даже не представил себе возможности
объекта для моего чистого рассудочного понятия, потому что я не мог дать
никакого соответствующего ему созерцания, могу только сказать, что наши
созерцания не действительны для него Но важнее всего здесь то, что к такому
нечто не могла бы быть применена ни одна категория, например понятие
субстанции, т е понятие о чем-то таком, что может существовать только как
субъект, но не просто как предикат, может ли существовать вещь,
соответствующая этому определению мысли, об этом я ничего не знал бы, если
эмпирическое созерцание не давало бы мне случаев для применения [этого
понятия] Впрочем, подробнее об этом будет сказано ниже.


24. О применении категорий к предметам чувств вообще

Чистые рассудочные понятия относятся посредством одного лишь рассудка к
предметам созерцания вообще, при этом неясно, наше ли это созерцание или
нет, лишь бы оно было чувственным, но именно поэтому чистые рассудочные
понятия суть лишь формы мысли, посредством которых еще не познается никакой
определенный предмет. Синтез, или связывание, многообразного в них
относится, как сказано, только к единству апперцепции и тем самым
составляет основание возможности априорного знания, поскольку оно опирается
на рассудок, следовательно, этот синтез не только трансцендентальный, но и
чисто интеллектуальный. Но так как у нас в основе а priori лежит некоторая
форма чувственного созерцания, опирающаяся на восприимчивость способности
представления (чувственности), то рассудок как спонтанность может
определять внутреннее чувство благодаря многообразному [содержанию] данных
представлений сообразно синтетическому единству апперцепции и таким образом

a priori мыслить синтетическое единство апперцепции многообразного
[содержания] чувственного созерцания как условие, которому необходимо
должны быть подчинены все предметы нашего (человеческого) созерцания.
Именно таким образом категории, будучи лишь формами мысли, приобретают
объективную реальность, т. е. применяются к предметам, которые могут быть
даны нам в созерцании, но только как явления, ибо мы способны иметь
априорное созерцание одних лишь явлений.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249