Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Следовательно, все старания и труды, затраченные на столь знаменитое
онтологическое (картезианское) доказательство бытия высшей сущности из
понятий, потеряны даром, и человек столь же мало может обогатиться знаниями
с помощью одних лишь идей, как мало обогатился бы купец, который, желая
улучшить свое имущественное положение, приписал бы несколько нулей к своей
кассовой наличности.

ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ


РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ


О невозможности космологического доказательства бытия Бога

Попытка извлечь из совершенно произвольно построенной идеи существование
самого соответствующего ей предмета была чем-то совершенно
противоестественным и представляла собой лишь нововведение школьного
остроумия. В действительности этот путь никогда не был бы избран, если бы
разум до этого не испытывал потребности допустить для существования вообще
что-то необходимое (дальше чего можно было бы не идти при восхождении) и
если бы он не был вынужден, так как эта необходимость должна быть
безусловной и a priori достоверной, искать понятие, которое по возможности
удовлетворяло бы такому требованию и позволило бы совершенно a priori
познать существование. Такое понятие надеялись найти в идее всереальнейшей
сущности, и потому эта идея использовалась лишь для более определенного
знания о том, относительно чего мы на основании других соображений уже были
убеждены или дали себя убедить в том, что оно должно существовать, а именно
о необходимой сущности. Однако об этом естественном пути разума умалчивали
и, вместо того чтобы заканчивать этим понятием, пытались начинать с него,
чтобы вывести из него необходимость существования, к которой на самом деле
это понятие должно было служить дополнением. Отсюда возникло неудавшееся
онтологическое доказательство, не представляющееся удовлетворительным ни
для естественного и здравого рассудка, ни для ученого исследования.

Космологическое доказательство, которое мы собираемся рассматривать теперь,
сохраняет связь абсолютной необходимости с высшей реальностью. Но если
онтологическое доказательство заключает от высшей реальности к
необходимости существования, то космологическое доказательство скорее
заключает от данной заранее безусловной необходимости некоторой сущности к
ее безграничной реальности и постольку приводит все по крайней мере в
колею, не знаю уж разумного или умствующего, но во всяком случае
естественного способа выведения, наиболее убедительного не только для
обыденного, но и для спекулятивного рассудка. И действительно, оно
совершенно очевидно дает для всех доказательств естественной теологии
первые основные направления, по которым всегда следовали и будут следовать,
сколько бы их ни украшали и ни маскировали всевозможными гирляндами и
завитушками. Это доказательство, которое Лейбниц называл также
доказательством a contingentia mundi, мы изложим теперь и исследуем.

Оно гласит: если нечто существует, то должна существовать также и
безусловно необходимая сущность. По меньшей мере существую я сам,
следовательно, существует и абсолютно необходимая сущность. Меньшая посылка
содержит в себе факт опыта, а большая посылка содержит в себе заключение от
опыта вообще к существованию необходимого. Итак, это доказательство
начинается, собственно, с опыта, стало быть, оно ведется не вполне a priori
или онтологически, и так как предмет всего возможного опыта называется
миром, то оно называется космологическим доказательством. Так как оно
отвлекается от всех частных свойств предметов опыта, которыми наш мир может
отличаться от всякого [другого] возможного мира, то оно уже по своему
названию должно отличаться также от физикотеологического доказательства,
которое нуждается в наблюдениях над особой природой нашего чувственно
воспринимаемого мира.

Далее это доказательство развивается следующим образом: необходимая
сущность может быть определена только одним-единственным способом, т. е.
лишь посредством одного из всевозможных противоположных предикатов,
следовательно, она должна быть полностью определена своим понятием. Но
возможно только одно понятие вещи, полностью определяющее вещь a priori, а
именно понятие об ens realissimum. Следовательно, понятие всереальнейшей
сущности есть единственное понятие, посредством которого можно мыслить
необходимую .

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249