Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Действительно, эти притязания тоже хотят быть догматическими, если не в
виде утверждения, как первые, то в виде отрицания, и потому здесь имеет
место оправдание, ограждающее от всяких опасностей и дающее право на
владение, которое может не опасаться чужих притязаний, хотя само оно не
может быть в достаточной степени доказано.

Под полемическим применением чистого разума я понимаю защиту его положений
против догматического отрицания их. Здесь дело не в том, что его
утверждения, быть может, также ложны, а только в том, что никто не может с
аподиктической достоверностью (или хотя бы только с большей вероятностью)
утверждать противоположное. Ведь мы владеем чем-то не по' чьей-либо
милости, если, имея, правда, недостаточно прав на это, мы все же совершенно
уверены, что никто не может доказать незаконность нашего владения.

Есть нечто печальное и удручающее в том, что вообще существует антитетика
чистого разума и что разум, высшее судилище для [решения] всех споров,
вынужден вступать в спор с самим собой. Выше мы имели, правда, перед собой
такую мнимую антитетику, но оказалось, что она основывается на
недоразумении, возникшем оттого, что, согласно распространенному
предрассудку, явления принимались за вещи сами по себе и затем выставлялось
требование абсолютной полноты их синтеза в той или другой форме (которая,
однако, и в той и в другой форме одинаково была невозможна), чего, однако,
вовсе нельзя ожидать от явлений. Следовательно, в этом случае не было
никакого действительного противоречия разума с самим собой в утверждениях
ряд явлений, которые даны сами по себе, имеет абсолютно первое начало и
этот ряд существует абсолютно и сам по себе, без всякого начала;
действительно, оба положения совместимы, так как явления по своему
существованию (как явления) сами по себе суть ничто, т. е. суть нечто
противоречивое, и потому допущение их, естественно, влечет за собой
противоречивые выводы.

Но мы не можем ссылаться на подобное недоразумение и таким образом
улаживать спор разума, когда, например, теист утверждает, что высшая
сущность есть, а атеист -что высшей сущности нет, или если в психологии
одни утверждают, что все мыслящее обладает абсолютным постоянным единством,
следовательно, отличается от всякого преходящего материального единства, а
другие утверждают, наоборот, что душа не есть нематериальное единство и не
может быть изъята из сферы бренного. Действительно, в этих случаях предмет
обсуждения свободен от всего постороннего, противоречащего его природе, и
рассудок имеет здесь дело только с вещами самими по себе, а не с явлениями.
Следовательно, здесь должно было бы быть настоящее противоречие, если бы
только чистый разум мог найти в пользу отрицания нечто близкое основанию
утверждения; в самом деле, что касается критики доводов догматического
утверждения, то она может быть допущена без отказа от этих положений, так
как все же в их пользу говорят интересы разума, между тем как противник не
может сослаться на эти интересы.

Выдающиеся и вдумчивые люди (например, Зульцер), чувствуя слабость прежних
доказательств, часто выражали надежду, что со временем будут еще изобретены
очевидные демонстрации двух кардинальных положений нашего чистого разума:
есть Бог, есть загробная жизнь. Я с этим не согласен, скорее я уверен, что
этого никогда не случится. Действительно, откуда бы взял разум основания
для таких синтетических утверждений, которые не касаются предметов опыта и
его внутренней возможности? Но с другой стороны, аподиктически достоверно,
что нет и не будет человека, который мог бы высказать противоположные
утверждения с какой-либо вероятностью, а тем более догматически.
Действительно, так как он мог бы доказать это только с помощью чистого
разума, то он должен был бы взять на себя задачу доказать, что высшая
сущность и мыслящий в нас субъект как чистая мысль (Intelligenz)
невозможны. Но откуда же он брал бы знания, которые дали бы ему право
судить таким образом, синтетически, о вещах за пределами всякого возможного
опыта? Поэтому мы можем не беспокоиться, что кто-то когда-то докажет нам
противоположное; следовательно, нам вовсе не нужно придумывать искусные
доказательства, и мы всегда можем принять те положения, которые вполне
согласуются со спекулятивным интересом нашего разума в эмпирическом
применении и, сверх того, служат единственным средством для соединения его
с практическим интересом. Для противника (которого следует рассматривать
здесь не только как критика) у нас всегда в запасе поп liquet, которое
неизбежно должно сбить его с юлку, тогда как мы не мешаем ему обратить это
замечание против нас, так как у нас в резерве всегда есть субъективная
максима разума, которой недостает противнику, и под ее защитой мы можем
спокойно и равнодушно смотреть на все его холостые выстрелы.

Таким образом, собственно, никакой антитетики чистого разума нет.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249