Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Философия чистого разума есть или пропедевтика (предварительное
упражнение), исследующая способность разума в отношении всего чистого
априорного знания, и называется критикой, или же эта философия есть система
чистого разума (наука), т. е. все (истинное и мнимое) философское знание,
основанное на чистом разуме в систематической связи, и называется
метафизикой; впрочем, этим термином можно называть также всю чистую
философию, включая и критику, чтобы охватить и исследование всего, что
может быть познано a priori, и изложение всего, что составляет систему
чистых философских знаний этого рода, отличаясь от всякого эмпирического, а
также математического применения разума.

Метафизика делится на метафизику спекулятивного и практического применения
чистого разума и бывает, следовательно, или метафизикой природы, или
метафизикой нравов. Первая содержит в себе все чистые принципы разума,
построенные на одних лишь понятиях (стало быть, без математики)
теоретического знания всех вещей, а вторая- принципы, a priori определяющие
и делающие необходимым все наше поведение. Моральность есть единственная
закономерность поступков, которая может быть выведена совершенно a priori
из принципов. Поэтому метафизика нравов есть, собственно, чистая мораль, в
основу которой вовсе не положена антропология (эмпирические условия).
Метафизикой в более узком понимании называют обычно метафизику
спекулятивного разума. Но поскольку чистое учение о нравственности все же
принадлежит к особому стволу человеческого, и притом философского, знания,
основанного на чистом разуме, то мы сохраним за ним это название, хотя не
будем касаться его здесь, так как теперь оно к нашей цели не относится.

Чрезвычайно важно обособлять друг от друга знания, различающиеся между
собой по роду и происхождению, и тщательно следить за тем, чтобы они не
смешивались со знаниями, которые обычно связаны с ними в применении. То,
что делает химик, разлагая вещества, то, что делает математик в своем
чистом учении о величинах, в еще большей мере должен делать философ, чтобы
иметь возможность точно определить долю, ценность и влияние особых видов
знания в разнообразном применении рассудка. Поэтому человеческий разум, с
тех пор как он начал мыслить или, вернее, размышлять, никогда не обходился
без метафизики, но в то же время не мог изобразить ее достаточно очищенной
от всего чужеродного. Идея такой науки столь же стара, как и спекулятивный
человеческий разум; а какой разум не спекулирует, будь то по-ученому или
по-простому? Однако приходится признаться, что различение двух элементов
наших знаний, из которых одни совершенно a priori находятся в нашей власти,
а другие могут быть получены только a posteriori из опыта, даже у
мыслителей по профессии осталось лишь весьма неясным и поэтому никогда не
могло привести к определению границ особых видов знания, стало быть, не
могло привести к осуществлению подлинной идеи науки, столь давно и столь
глубоко занимающей человеческий разум. Называя метафизику наукой о первых
принципах человеческого знания, имели при этом в виду не особый вид знания,
а только степень его общности, не давая возможности ясно отличить его от
эмпирического, так как и среди эмпирических принципов имеются кое-какие
более общие принципы, которые поэтому стоят выше других; в ряду такой
субординации (в которой то, что познается совершенно a priori, мы не
отличаем от того, что познается только a posteriori), где же мы должны
провести черту, отделяющую первую часть и высшие члены [ряда] от второй
части и подчиненных членов? Что сказали бы мы, если бы эпохи существования
мира в летосчислении обозначались лишь путем деления протекшего времени на
первые столетия и столетия, следующие за ними? Тогда пришлось бы задать
вопрос: принадлежат ли пятое, десятое и т. д. столетия к числу первых?
Точно так же я спрашиваю: принадлежит ли понятие протяженного к метафизике?
Вы отвечаете: да! Ну, а понятие тела? Да! А понятие жидкого тела? Вы
приходите в замешательство, так как если это продолжить далее таким именно
образом, то все окажется принадлежащим метафизике. Отсюда видно, что одна
лишь степень субординации (частного общему) не может определить границы
науки, а в нашем случае -совершенную разнородность и различие в
происхождении [знания]. С другой стороны, основная идея метафизики
затемнялась еще тем обстоятельством, что она как априорное познание
оказывается в известной степени однородной с математикой, которая
родственна ей, если иметь в виду априорное происхождение; но что касается
свойственного философии способа познания из понятий в сравнении со
свойственным математике способом судить a priori на основании одного лишь
конструирования понятий, то обнаруживается такая глубокая разнородность
философского и математического познания, которая, правда, всегда как бы
чувствовалась, но никогда не была сведена к отчетливым критериям.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249