Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Итак, спрашивается, каким образом вещь переходит из состояния = я в другое
состояние = и? Между двумя мгновениями всегда имеется время, и между двумя
состояниями в эти мгновения всегда существует различие, имеющее некоторую
величину (так как все части явлений всегда в свою очередь суть величины).
Следовательно, всякий переход из одного состояния в другое совершается во
времени, заключенном между двумя мгновениями, причем первое из этих
мгновений определяет состояние, из которого выходит вещь, а
второе-состояние, к которому она приходит. Следовательно, оба мгновения
суть границы времени того или иного изменения, т е. границы промежуточного
состояния между двумя состояниями, и, как таковые, они относятся ко всему
изменению. Всякое же изменение имеет причину, которая обнаруживает свою
каузальность в течение всего времени изменения. Следовательно, причина
производит изменение не внезапно (не сразу или в одно мгновение), а во
времени, так что и время нарастает от начального мгновения а вплоть до
своего завершения в Ъ, и величина реальности (b-а) производится через все
меньшие степени, находящиеся между первой и последней степенью. Значит,
всякое изменение возможно только благодаря непрерывному действию
причинности, которое, поскольку оно однородно, называется мгновением.
Изменение не состоит из таких мгновений, а производится ими как следствие
их.

Таков закон непрерывности всякого изменения, основывающийся на том, что ни
время, ни явление во времени не состоят из частей, которые были бы
наименьшими, и тем не менее состояние вещи при ее изменении переходит через
все эти части как элементы к своему второму состоянию. Ни одно различие
реального в явлении, так же как ни одно различие в величине времени, не
есть наименьшее различие; следовательно, новое состояние реальности
вырастает из первого состояния, в котором ее не было, проходя через
бесконечный ряд степеней, отличающихся друг от друга меньше, чем 0 от a.

Нас здесь не занимает вопрос о том, какую пользу может принести в
естествознании это положение Но вопрос, каким образом возможно совершенно a
priori положение, столь расширяющее, как нам кажется, наше знание о
природе, непременно требует нашего исследования, хотя действительность и
правильность этого положения очевидны с первого же взгляда, так что,
казалось бы, нет нужды в решении вопроса, как оно было возможно. В самом
деле, имеется столько неосновательных притязаний расширить наше знание с
помощью чистого разума, что следует принять за общий принцип - быть в
высшей степени недоверчивым и без свидетельств, позволяющих производить
основательную дедукцию, не верить ничему подобному и не признавать даже при
самых ясных догматических доказательствах.

Всякое приращение эмпирических знаний и всякое продвижение восприятии есть
не что иное, как расширение определения внутреннего чувства, т е.
продвижение вперед во времени, при этом предметы могут быть чем угодно
явлениями или чистыми созерцаниями. Это продвижение вперед во времени
определяет все и само по себе ничем более не определяется, т е. части его
даны только во времени и посредством синтеза времени, но не раньше времени.
Поэтому всякий переход в восприятии к чему-то, что следует во времени, есть
определение времени посредством порождения этого восприятия, и так как
время всегда и во всех своих частях есть величина, то этот переход есть
порождение восприятия как величины через все степени, из которых ни одна не
есть наименьшая, начиная от нуля до определенной степени величины Отсюда
ясно, почему мы можем a priori познать закон изменений по их форме. Нам
следует лишь антиципировать при этом свое собственное схватывание,
формальное условие которого во всяком случае можно познать a priori, так
как это условие имеется у нас даже до всякого данного явления.

Следовательно, как время содержит в себе чувственное априорное условие,
делающее возможным непрерывное продвижение от существующего к последующему,
точно так же и рассудок посредством единства апперцепции есть априорное
условие возможности непрерывного определения всех мест для явлений во
времени через ряд причин и действий, причем первые неизбежно влекут за
собой существование вторых и тем самым делают эмпирическое знание о
временных отношениях применимым ко всякому времени (вообще), стало быть,
объективным.


С. Третья аналогия


Основоположение об одновременном существовании согласно закону
взаимодействия, или общения

Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как
одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии.

Доказательство

Вещи называются существующими одновременно, когда в эмпирическом созерцании
восприятие одной вещи может чередоваться с восприятием другой вещи (чего не
бывает во временной последовательности явлений, как это показано во втором
основоположении).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249