Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

е. никогда не идти дальше a priori завершенного объяснения, но, с другой
стороны, чтобы мы также никогда не надеялись на это завершение, т. е. не
принимали ничего эмпирического за безусловное и не освобождали себя таким
образом от дальнейшего выведения. С таким значением оба эти основоположения
вполне могут существовать рядом как чисто эвристические и регулятивные,
касающиеся только формального интереса разума. В самом деле, одно из них
гласит: вы должны так философствовать о природе, как будто для всего, что
существует, имеется необходимое первое основание, исключительно с целью
внести в свое знание систематическое единство, следуя такой идее, а именно
воображаемому высшему основанию; другое же основоположение предостерегает
вас, чтобы вы не принимали за такое высшее основание, т. е. за нечто
абсолютно необходимое, ни одно определение, касающееся существования вещей,
а всегда сохраняли открытым путь для дальнейшего выведения и все еще
рассматривали его как обусловленное. Но если все, что может быть воспринято
в вещах, необходимо должно рассматриваться нами как обусловленное, то ни
одна вещь (которая может быть дана эмпирически) не может рассматриваться
как абсолютно необходимая.

Отсюда в свою очередь следует, что вы должны признать абсолютно необходимое
находящимся вне мира, так как оно должно служить только принципом возможно
большего единства явлений как их высшее основание, и в мире вы никогда не
можете дойти до него, так как второе правило повелевает вам рассматривать
все эмпирические причины единства всегда как производные.

Философы древности рассматривали всякую форму природы как случайную, а
материю сообразно с суждением обыденного разума считали первоначальной и
необходимой. Но если бы они рассматривали материю не относительно, как
субстрат явлений, а самое по себе, с точки зрения ее существования, то идея
абсолютной необходимости тотчас же исчезла бы. В самом деле, нет ничего,
что абсолютно привязывало бы разум к этому существованию; он может всегда и
без противоречий отвергнуть его мысленно, но именно только в мыслях и
заключалась эта абсолютная необходимость. Следовательно, в основе этого
убеждения должен был лежать некоторый регулятивный принцип. И в самом деле,
протяженность и непроницаемость (образующие вместе понятие материи)
составляют высший эмпирический принцип единства явлений, и этот принцип,
поскольку он эмпирически не обусловлен, обладает свойством регулятивного
принципа. Однако так как всякое определение материи, составляющее реальное
[содержание] ее, не исключая, стало быть, и непроницаемости, есть результат
(действие), который должен иметь свою причину и потому все еще должен быть
производным, то материя несовместима с идеей необходимой сущности как
принципа всего производного единства; в самом деле, любое из ее реальных
свойств как производное обладает лишь обусловленной необходимостью и,
следовательно, само по себе может быть устранено, а вместе с ним было бы
устранено и все существование материи; а если бы это было не так, то это
означало бы, будто мы эмпирически достигли высшего основания единства, что
воспрещается вторым регулятивным принципом. Отсюда следует, что материя и
вообще все принадлежащее к миру несовместимо с идеей необходимой
первосущности как одного лишь принципа высшего эмпирического единства, эта
сущность должна была бы быть полагаема вне мира, и в 1аком случае мы можем
спокойно выводить явления в мире и их существование из других явлений, как
если бы никакой необходимой сущности не было, и тем не менее постоянно
стремиться к полноте в выведении, как если бы такая сущность допускалась
как высшее основание.

Согласно этим воззрениям, идеал высшей сущности есть не что иное, как
регулятивный принцип разума, требующий, чтобы разум рассматривал все связи
в мире так, как если бы они возникали из вседовлеющей необходимой причины,
дабы обосновывать на ней правило систематического и по всеобщим законам
необходимого единства в объяснении этих связей; в этом идеале не содержится
утверждения о самом по себе необходимом существовании. Однако посредством
трансцендентальной подмены мы неизбежно также представляем себе этот
формальный принцип как конститутивный и мыслим это единство, гипостазируя
его. Подобно этому мы поступаем и по отношению к пространству. Так как
пространство первоначально делает возможными все фигуры, которые суть
только различные ограничения его, хотя оно и есть лишь принцип
чувственности, тем не менее именно поэтому прини

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249