Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

То, что мы
называем наукой, возникает не технически, ввиду сходства многообразного или
случайного применения знания in concrete к всевозможным внешним целям, а
архитектонически, ввиду сродства и происхождения из одной высшей и
внутренней цели, которая единственно и делает возможным целое, и схема
науки должна содержать в себе очертание (monogramma) и деление целого на
части (Glieder) согласно идее, т. е. a priori, точно и согласно принципам
отличая это целое от всех других систем.

Никто не пытается создать науку, не полагая в ее основу идею. Однако при
разработке науки схема и даже даваемая вначале дефиниция науки весьма редко
соответствуют идее схемы, так как она заложена в разуме, подобно зародышу,
все части которого еще не развиты и едва ли доступны даже микроскопическому
наблюдению. Поэтому науки, так как они сочиняются с точки зрения некоторого
общего интереса, следует объяснять и определять не соответственно описанию,
даваемому их основателем, а соответственно идее, которая ввиду
естественного единства составленных им частей оказывается основанной в
самом разуме. Действительно, нередко оказывается, что основатель [науки] и
даже его позднейшие последователи блуждают вокруг идеи, которую они сами не
уяснили себе, и потому не могут определить истинное содержание, расчленение
(систематическое единство) и границы своей науки.

К сожалению, только после того как мы долго из обрывков собирали, по
указанию скрыто заложенной в нас идеи, многие относящиеся к ней знания в
качестве строительного материала и даже после того как мы в течение
продолжительного времени технически составляли этот материал, становится
возможным увидеть идею в более ясном свете и архитектонически набросать
очертания целого согласно целям разума. Системы кажутся, подобно червям,
возникающими путем generatio aequivoca из простого скопления собранных
вместе понятий, сначала в изуродованной, но с течением времени в совершенно
развитой форме, хотя все они имели свою схему как первоначальный зародыш в
только лишь развертывающемся еще разуме, и потому не только каждая из них
сама по себе расчленена соответственно идее, но и все они целесообразно
объединены в системе человеческого знания как части единого целого и
допускают архитектонику всего человеческого знания, которую не только
возможно, но даже и нетрудно создать в наше время, когда собрано или может
быть взято из развалин старых зданий так много материала. Мы ограничимся
здесь завершением нашего дела, а именно наброском лишь архитектоники всего
знания, происходящего из чистого разума, и начнем только с того пункта, где
общий корень нашей познавательной способности раздваивается и производит
два ствола, один из которых есть разум. Под разумом же я понимаю здесь всю
высшую познавательную способность и, следовательно, противопоставляю
рациональное эмпирическому.

Если я отвлекаюсь от всего содержания знания, рассматриваемого объективно,
то субъективно всякое знание есть или историческое, или рациональное.
Историческое знание есть cognitio ex datis, а рациональное-cognitio ex
principiis. Откуда бы ни дано было знание первоначально, у того, кто им
обладает, оно историческое знание, если он познает его лишь в той степени и
настолько, насколько оно дано ему извне, все равно, получено ли им это
знание из непосредственного опыта, или из рассказа о нем, или через
наставления (общих знаний). Поэтому тот, кто, собственно, изучил систему
философии, например систему Вольфа, хотя бы он имел в голове все
основоположения, объяснения и доказательства вместе с классификацией всей
системы и мог бы в ней все перечислить по пальцам, все же обладает только
полным историческим знанием философии Вольфа; он знает и судит лишь
настолько, насколько ему были даны знания. Опровергните одну из его
дефиниций, и он не знает, откуда ему взять новую. Он развивался по чужому
разуму, но подражательная способность не то, что творческая способность,
иными словами, знание возникло у него не из разума, и, хотя объективно это
было знание разума, все же субъективно оно только историческое знание. Он
хорошо воспринял и сохранил, т. е. выучил, систему и представляет собой
гипсовый слепок с живого человека. Основанные на разуме познания, имеющие
объективный характер (т. е. могущие первоначально возникнуть только из
собственного разума человека), лишь в том случае могут называться этим
именем также с субъективной стороны, если они почерпнуты из общих
источников разума, а именно из принципов, откуда может возникнуть также
критика и даже отрицание изучаемого.

Всякое основанное на разуме познание исходит или из понятий, или из
конструирования понятий; первое познание называется философским, а второе-
математическим. О внутреннем различии между ними я говорил уже в первой
главе.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249