Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Но
от этого самосознания как трансцендентального представления неотделимо
численное тождество, которое a priori достоверно. Действительно, без
посредства этой первоначальной апперцепции ничто не может попасть в область
знания. Так как это тождество необходимо должно входить в синтез всего
многообразного [содержания] явлений, поскольку они должны стать
эмпирическим знанием, то явления подчинены априорным условиям, с которыми
их синтез (схватывания) должен полностью сообразоваться. Представление о
всеобщем условии, согласно которому может быть полагаемо (стало быть, одним
и тем же способом) какое-нибудь многообразное, называется правилом; оно
называется законом, если, согласно ему, многообразное должно быть
полагаемо. Итак, все явления находятся во всесторонней связи по необходимым
законам и, стало быть, находятся в трансцендентальном сродстве, из которого
эмпирическое сродство вытекает лишь как следствие.

Мысль, что природа должна сообразоваться с нашим субъективным основанием
апперцепции и даже зависеть от него в отношении своей закономерности,
кажется странной и нелепой. Но если принять в соображение, что эта природа
есть не что иное, как совокупность явлений, стало быть, не вещь в себе, а
только определенное множество представлений в душе, то мы не станем
удивляться тому, что природу усматривают в коренной способности всего
нашего познания, а именно в трансцендентальной апперцепции, [т. е.] в том
единстве, лишь благодаря которому она может называться объектом всякого
возможного опыта, т. е. природой; и мы согласимся также с тем, что именно в
силу данного обстоятельства это единство можно познать a priori, стало
быть, как необходимое, между тем как это было бы совершенно невозможно,
если бы она была дана сама по себе независимо от первых источников нашего
мышления. В последнем случае я бы не знал, откуда нам заимствовать
синтетические положения такого всеобщего единства природы; их пришлось бы
получать от предметов самой природы. Но так как это возможно лишь
эмпирическим путем, то отсюда можно было бы вывести только случайное
единство, весьма далекое от той необходимой связи, которую мы имеем в виду,
когда говорим о природе.

ДЕДУКЦИИ ЧИСТЫХ РАССУДОЧНЫХ ПОНЯТИЙ


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ


ОБ ОТНОШЕНИИ РАССУДКА К ПРЕДМЕТАМ ВООБЩЕ И О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗНАВАТЬ ИХ A
PRIORI

Теперь мы изложим совокупно и связно все то, что в предыдущем разделе было
высказано отрывочно и разрозненно. Есть три субъективных источника знания,
на которых основывается возможность опыта вообще и знание предметов его:
чувство, воображение и апперцепция. Каждый из них можно рассматривать как
эмпирический, а именно в применении к данным явлениям, но все они суть
также априорные начала, или основы, делающие возможным само это
эмпирическое применение. Чувство представляет явления эмпирически в
восприятии, воображение- в ассоциации (и воспроизведении), апперцепция- в
эмпирическом сознании тождества этих воспроизведенных представлений с
явлениями, благодаря которым они даны, стало быть, в узнавании.

Но в основе всех восприятии a priori лежит чистое созерцание (в отношении
их как представлений- форма внутреннего созерцания, время), в основе
ассоциаций- чистый синтез воображения, а в основе эмпирического сознания-
чистая апперцепция, т. с. полное тождество самого себя при всех возможных
представлениях.

Если мы хотим теперь проследить внутреннее основание этой связи
представлений до того пункта, в который все они должны стекаться, чтобы в
нем впервые приобрести единство знания для возможности опыта, то мы должны
начать с чистой апперцепции. Все созерцания суть для нас ничто и нисколько
не касаются нас, если они не могут быть восприняты в сознании, все равно,
влияют ли они на него прямо или косвенно; иным путем познание невозможно.
Мы a priori сознаем свое полное тождество нас самих в отношении всех
представлений, которые когда-либо могут принадлежать к нашему знанию, мы
сознаем это свое тождество как необходимое условие возможности всех
представлений (так как они во мне представляют что-то лишь потому, что
принадлежат вместе со всем остальным к одному сознанию, стало быть, по
крайней мере должны иметь возможность быть связанными в нем друг с другом).
Этот принцип установлен a priori и может быть назван трансцендентальным
принципом единства всего многообразного [содержания] наших представлений
(стало быть, также в созерцании). Но единство многообразного в одном
субъекте есть синтетическое единство; следовательно, чистая апперцепция
дает принцип синтетического единства многообразного во всех возможных
созерцаниях.

Но это синтетическое единство предполагает синтез или заключает его в себе,
и если оно должно быть a priori необходимым, то и синтез также должен быть
априорным.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249