Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Чем в большем соответствии с этой идеей находились бы
законодательство и управление, тем более редкими, без всякого сомнения,
сделались бы наказания, и вполне разумно утверждать (как это делает
Платон), что при совершенном строе они вовсе не были бы нужны. Хотя этого
совершенного строя никогда не будет, тем не менее следует считать
правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза,
чтобы, руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное
общественное устройство к возможно большему совершенству. В самом деле,
какова та высшая ступень, на которой человечество вынуждено будет
остановиться, и, следовательно, как велика та пропасть, которая необходимо
должна остаться между идеей и ее осуществлением,- этого никто не должен и
не может определять, так как здесь все зависит от свободы, которая может
перешагнуть через всякую данную границу.

Впрочем, не только в области нравственности, где человеческий разум
обнаруживает истинную причинность и где идеи становятся действующими
причинами (поступков и их объектов), но и в отношении самой природы Платон
справедливо усматривает явные признаки происхождения ее из идей. Растение,
животное, правильное устройство мироздания (и, вероятно, всего
естественного порядка) ясно показывают, что они возможны лишь согласно
идеям; и, хотя ни одно живое существо в условиях своего существования как
особи не совпадает с идеей самого совершенного в его виде (точно так же как
человек не совпадает с идеей человечества, хотя и носит ее в своей
собственной душе как прообраз своих поступков), тем не менее эти идеи
определены в высшем разуме каждая в отдельности, неизменно и полностью и
составляют первоначальные причины вещей, и единственно лишь совокупность
связи вещей во Вселенной адекватна идее. Если устранить гиперболическое в
способе выражения [Платона], то нельзя не признать, что полет мысли
философа, возвысившегося от четкого наблюдения физического в миропорядке к
архитектонической связи его согласно целям, т. е. идеям, заслуживает
уважения и подражания; что же касается принципов нравственности,
законодательства и религии, где только идея (добра) делает возможным опыт,
хотя они и не могут быть полностью выражены в нем, то в этой области Платой
имеет совершенно особую заслугу, которую не признают только потому, что его
учение оценивают исходя из тех эмпирических правил, значимость которых как
принципов именно и должен был отрицать опыт. В самом деле, что касается
природы, то именно опыт дает нам правила и служит источником истины; в
отношении же нравственных законов опыт (увы!) есть источник видимости, и,
устанавливая законы того, что должно делать, было бы в высшей степени
предосудительно заимствовать их из того, что делается, или ограничиваться
этим.

Вместо всех этих рассуждений, надлежащее развитие которых действительно
составляет истинное достоинство философии, мы займемся здесь не столь
блестящей, но все же не бесполезной работой: будем выравнивать и укреплять
почву для этого величественного здания нравственности, так как разум,
тщетно копавшийся в этой почве в надежде найти сокровища, изрыл ее, как
крот, подземными ходами, которые угрожают прочности самого здания. Мы
должны теперь обстоятельно ознакомиться с трансцендентальным применением
чистого разума, с его принципами и идеями, чтобы иметь возможность в
надлежащей мере определить влияние и ценность чистого разума. Но прежде чем
закончить эти предварительные замечания, я прошу тех, кому дорога философия
(а таковых на словах больше, чем на самом деле), если это и последующие
соображения будут признаны убедительными, взять под свою защиту термин идея
в его первоначальном значении, чтобы он не смешивался более с другими
терминами, которыми обычно без всякого разбора обозначают всевозможные виды
представлений, и чтобы наука не страдала от этого. Ведь у нас нет
недостатка в обозначениях, вполне соответствующих каждому виду
представлений, так что нам вовсе нет надобности вторгаться в чужие
владения. Вот их градация. Представление вообще (repraesentatio) есть род.
Ему подчинено сознательное представление (perceptio). Ощущение (sensatio)
есть перцепция, имеющая отношение исключительно к субъекту как модификация
его состояния; объективная перцепция есть познание (cognitio). Познание
есть или созерцание, или понятие (intuitus vel conceptus). Созерцание имеет
непосредственное отношение к предмету и всегда бывает единичным, а понятие
имеет отношение к предмету опосредствованно, при посредстве признака,
который может быть общим для нескольких вещей. Понятие бывает или
эмпирическим, или чистым; чистое понятие, поскольку оно имеет свое начало
исключительно в рассудке (а не в чистом образе чувственности), называется
notio.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249