Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Поэтому эмпирик никогда не позволит считать какую-нибудь эпоху
[существования] природы абсолютно первой, или рассматривать какую-нибудь
границу своего проникновения в ее безбрежность как крайнюю, или переходить
от предметов природы, которые он может анализировать с помощью наблюдения и
математики и синтетически определять в созерцании (от протяженного), к
таким предметам, которые ни чувство, ни воображение никогда не могут
показать in concrete (к простому); он не может также допустить, чтобы в
основу самой природы полагали способность действовать независимо от законов
природы (свобода) и тем самым сужали задачу рассудка-руководствуясь
необходимыми правилами, выяснять возникновение явлений; наконец, он не
может согласиться с тем, чтобы искали причину чего бы то ни было вне
природы (первосущность), так как мы ничего не знаем, кроме природы, и
только природа дает нам предметы и может давать нам сведения об их законах.
Если бы эмпирический философ, выставляя свой антитезис, имел своей целью
только сразить нескромность и заносчивость не осознающего свое истинное
назначение разума, который кичится своей проницательностью и своим знанием
там, где, собственно, прекращается всякое понимание и знание, и то, что
обычно считают практическим интересом, старается выдать за средство,
содействующее спекулятивному интересу, чтобы оборвать там, где это удобно
ему, нить физических исследований и связать ее-под предлогом расширения
знания-с трансцендентальными идеями, посредством которых мы узнаем,
собственно, только то, что ничего не знаем,-если бы, говорю я, эмпирик
довольствовался этим, то его основоположение было бы максимой умеренности в
притязаниях, скромности в утверждениях и вместе с тем возможно большего
расширения нашего рассудка с помощью предназначенного для нас наставника, а
именно опыта. В самом деле, а таком случае мы не лишились бы
интеллектуальных предпосылок и веры, необходимых для нашего практического
интереса; мы только не могли бы торжественно выставлять их под видом науки
и разумных взглядов, так как спекулятивное знание в собственном смысле
слова не может найти иных предметов, кроме предметов опыта, и если мы
переходим границы опыта, то синтез, пытающийся дать новые и независимые от
опыта знания, не имеет никакого субстрата созерцания, к которому он мог бы
быть применен.

Но если эмпиризм (как это в большинстве случаев бывает) сам становится
догматическим в отношении идей и дерзко отрицает то, что находится за
пределами его созерцательных знаний, то он сам впадает в нескромность,
которая здесь тем более заслуживает упрека, что ею наносится невозместимый
ущерб практическому интересу разума.
Такова противоположность между эпикуреизмом и платонизмом.
Каждая из этих сторон утверждает больше, чем знает, однако так, что первая
поощряет знание и содействует ему, хотя и в ущерб практическому, а вторая
дает превосходные принципы практическому интересу, но именно в силу этого
разрешает разуму во всем, в чем нам дозволено только спекулятивное знание,
следовать за идеальными объяснениями явлений природы и потому пренебрегать
физическим исследованием.
Наконец, что касается третьего момента, на который следует обратить
внимание, перед тем как сделать выбор между двумя спорящими сторонами, то в
высшей степени странно, что эмпиризм решительно против общедоступности,
хотя казалось бы, что обыденный рассудок с большой охотой примет план,
обещающий удовлетворять его одними только опытными знаниями и разумной
связью между ними, тогда как трансцендентальная догматика заставляет его
восходить к понятиям, далеко превосходящим проницательность и способность
наиболее изощренных умов к логическому мышлению. Однако в этом именно и
заключается побудительный мотив обыденного рассудка, ибо в этом случае он
находится в таком положении, в котором даже самый ученый человек не имеет
перед ним никаких преимуществ. Если он мало или ничего не понимает в этих
вопросах, то все же никто не может хвастаться, что понимает в них гораздо
больше, и, хотя он не может говорить о них ученым языком так, как другие,
все же он может бесконечно больше умствовать по поводу их, так как он
блуждает исключительно среди идей, о которых именно потому можно говорить
красноречиво, что о них ничего не известно, между тем как при исследовании
природы он должен был бы хранить полное молчание и признаться в своем
невежестве. Итак, удобство и суетность уже служат хорошей рекомендацией
этим основоположениям. К тому же хотя философу трудно принять нечто за
основоположение, если он не может отдавать себе в этом отчета, или вводить
понятия, объективную реальность которых нельзя усмотреть, однако для
обыденного рассудка нет ничего привычнее этого. Он хочет иметь нечто такое,
с чего он уверенно может начинать. То, что такие предположения трудно даже
понять, его не беспокоит, потому что он никогда об этом не думает (он ведь
не знает, что такое понимание), и он считает известным все, что ему
привычно благодаря частому применению.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249