Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Синтез вообще, как мы увидим это дальше, есть исключительно действие
способности воображения, слепой, хотя и необходимой, функции души; без этой
функции мы не имели бы никакого знания, хотя мы и редко осознаем ее. Однако
задача свести этот синтез к понятиям есть функция рассудка, лишь благодаря
которой он доставляет нам знание в собственном смысле этого слова.

Чистый синтез, представленный в общей форме, дает чистое рассудочное
понятие. Под чистым синтезом я разумею синтез, имеющий своим основанием
априорное синтетическое единство; так, наш счет (это особенно заметно на
больших числах) есть синтез согласно понятиям, так как он производится
согласно общему основанию единства (например, в десятичной системе).
Следовательно, при таком понятии единство в синтезе многообразного
становится необходимым.

Путем анализа различные представления подводятся под одно понятие (эту
деятельность рассматривает общая логика). Трансцендентальная логика учит,
как сводить к понятиям не представления, а чистый синтез представлений. Для
априорного познания всех предметов нам должно быть дано, во-первых,
многообразное в чистом созерцании; во-вторых, синтез этого многообразного
посредством способности воображения, что, однако, не дает еще знания.
Понятия, сообщающие единство этому чистому синтезу и состоящие
исключительно в представлении об этом необходимом синтетическом единстве,
составляют третье условие для познания являющегося предмета и основываются
на рассудке.

Та же самая функция, которая сообщает единство различным представлениям в
одном суждении, сообщает единство также и чистому синтезу различных
представлений в одном созерцании; это единство, выраженное в общей форме,
называется чистым рассудочным понятием. Итак, тот же самый рассудок и
притом теми же самыми действиями, которыми он посредством аналитического
единства создает логическую форму суждения в понятиях, вносит также
трансцендентальное содержание в свои представления посредством
синтетического единства многообразного в созерцании вообще, благодаря чему
они называются чистыми рассудочными понятиями и a priori относятся к
объектам, чего не может дать общая логика.

Этим путем возникает ровно столько чистых рассудочных понятий, a priori
относящихся к предметам созерцания вообще, сколько в предыдущей таблице
было перечислено логических функций во всех возможных суждениях: рассудок
совершенно исчерпывается этими функциями и его способность вполне
измеряется ими. Мы назовем эти понятия, по примеру Аристотеля, категориями,
так как наша задача в своей основе вполне совпадает с его задачей, хотя в
решении ее мы далеко расходимся с ним.

Таблица категории

1. Качества:

Реальность

Отрицание

Ограничение

2. Количества:

Единство

Множественность

Целокупность

3. Отношения:

Присущность и самостоятельное существование (substantia et accidens)

Причинность и зависимость (причина и действие)

Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся

действию)

4. Модальности:

Возможность - невозможность

Существование - несуществование

Необходимость -случайность

Таков перечень всех первоначальных чистых понятий синтеза, которые рассудок
содержит в себе a priori и именно благодаря которым он называется чистым,
так как только через них он может что-то понимать в многообразном
[содержании] созерцания, т. е. мыслить объект созерцания. Это деление
систематически развито из одного общего принципа, а именно из способности
суждения (которая есть не что иное, как способность мышления); оно не
возникло из отрывочных, наудачу предпринятых поисков чистых понятий, в
полноте состава которых никогда нельзя быть уверенным, так как о них
заключают только на основе индукции, не говоря уже о том, что при помощи
индукции никогда нельзя усмотреть, почему чистому рассудку присущи именно
эти, а не другие понятия. Отыскать эти основные понятия -подобное
предложение было достойно такого проницательного мыслителя, как Аристотель.
Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал их по мере
того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий, которые
назвал категориями (предикаментами). Затем ему показалось, что он нашел еще
пять таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием
постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной.
Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности
(quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический
(motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому
же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые
производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не
указаны вовсе.

По эт

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249