Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Да будет позволено мне назвать эти чистые, но производные рассудочные
понятия предикабилиями чистого рассудка (в противоположность
предикаментам). Обладая первоначальными и основными понятиями, нетрудно
добавить к ним производные и подчиненные понятия и таким образом
представить во всей полноте родословное древо чистого рассудка. Так как для
меня важна здесь не полнота системы, а только полнота принципов для
системы, то я откладываю это дополнение до другого случая. Впрочем, эту
задачу можно удовлетворительно решить, если взять какой-нибудь учебник
онтологии и добавить, например, к категории причинности предикабилии силы,
действия, страдания, к категории общения -предикабилии присутствия,
противодействия, к категориям модальности-предикабилии возникновения,
исчезновения, изменения и т. д. Категории, связанные с модусами чистой
чувственности или же связанные друг с другом, дают множество априорных
производных понятий, рассмотрение и, если возможно, полное перечисление
которых полезно и не неприятно, но для данного труда излишне.

В настоящем сочинении я намеренно не даю дефиниций перечисленных категорий,
хотя и мог бы сделать это. В дальнейшем я расчленю эти понятия до той
степени, которая необходима для разрабатываемого мной учения о методе. В
системе чистого разума можно было бы с полным основанием потребовать от
меня этих дефиниций, но здесь они только отвлекали бы от главного пункта
исследования, вызывая сомнения и нападки, которые лучше направить на другие
дела, нисколько не вредя нашей цели по существу. Однако уже из того
немногого, что было сказано мной, ясно следует, что полный словарь этих
понятий со всеми необходимыми пояснениями не только возможен, но и легко
осуществим. Рубрики его уже имеются, остается только заполнить их, и с
помощью такой систематической топики, как наша, нетрудно найти
соответствующее каждому понятию место, а также заметить еще незаполненные
места.

11

Эта таблица категорий наводит на интересные размышления, которые могли бы
привести к важным выводам относительно научной формы всех основанных на
разуме знаний. В теоретической части философии эта таблица чрезвычайно
полезна и даже необходима для того, чтобы набросать полный план науки как
целого, опирающейся на априорные понятия, и систематически разделить ее
согласно определенным принципам; это ясно само собой уже из того, что
таблица категорий содержит все первоначальные понятия рассудка и даже форму
системы их в человеческом рассудке, следовательно, она указывает все
моменты спекулятивной науки, которую следует создать, и даже порядок ее.
Опыт такой науки я дал уже в другом сочинении, а здесь я приведу лишь
некоторые из этих замечаний.

Первое замечание: эту таблицу, содержащую в себе четыре класса рассудочных
понятий, можно прежде всего разделить на два раздела, из которых первый
касается предметов созерцания (как чистого, так и эмпирического), а
второй-существования этих предметов (в отношении или друг к другу, или к
рассудку).

Категории первого класса я бы назвал математическими. а категории второго
-динамическими. Первый класс категорий не имеет никаких коррелятов, их
можно найти только во втором. Но это различие должно иметь некоторое
основание в природе рассудка.

Второе замечание: каждый класс содержит одинаковое число категорий, а
именно три, и это обстоятельство также побуждает к размышлениям, так как в
других случаях всякое априорное деление с помощью понятий должно быть
дихотомическим. Сюда надо, однако, прибавить, что третья категория
возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса.

Так, целокупность (тотальность) есть не что иное, как множество,
рассматриваемое как единство, ограничение-реальность, связанная с
отрицанием, общение-причинность субстанций, определяющих друг друга,
наконец, необходимость есть не что иное, как существование, данное уже
самой своей возможностью. Не следует, однако, думать, будто третья
категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка.
Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие,
требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой
и второй категории. Так, понятие числа (относящегося к категории
целокупности) не всегда возможно там, где даны понятия множества и единства
(например, в представлении бесконечного); точно так же из того, что я
соединяю понятия причины и субстанции, еще не становится тотчас же понятным
влияние, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249