Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Однако это невозможно, так как только
благодаря тому, что я отношу все восприятия к одному сознанию
(первоначальной апперцепции), я могу по поводу всякого восприятия сказать,
что я сознаю его. Следовательно, должно существовать объективное, т. е.
усматриваемое a priori до всех эмпирических законов воображения, основание,
на которое опирается возможность и даже необходимость закона,
распространяющегося на все явления и требующего рассматривать их все без
исключения как такие данные чувств, которые сами по себе ассоциируемы и
подчинены всеобщим правилам непрерывной связи в воспроизведении. Это
объективное основание всякой ассоциации явлений я называю сродством
явлений. Найти это основание можно не иначе как в основоположении о
единстве апперцепции в отношении всех знаний, которые должны принадлежать
мне. Согласно этому основоположению, все явления без исключения должны так
входить в душу или схватываться, чтобы они согласовались с единством
апперцепции, а это было бы невозможно без синтетического единства в их
связи, которая, стало быть, также объективно необходима.

Итак, объективное единство всякого (эмпирического) сознания в одном
сознании (первоначальной апперцепции) есть необходимое условие даже всякого
возможного восприятия, и сродство всех явлений (близкое или отдаленное)
есть необходимое следствие синтеза в воображении, a priori основанного на
правилах.

Следовательно, воображение есть также способность априорного синтеза, и
потому мы называем его продуктивным воображением. Поскольку оно имеет целью
в отношении всего многообразного [содержания] явлений не что иное, как
необходимое единство в их синтезе, это единство можно назвать
трансцендентальной функцией воображения. Из предыдущего поэтому понятно,
хотя и кажется странным, что только посредством этой трансцендентальной
функции воображения становится возможным даже сродство явлений, а вместе с
ним ассоциация их и благодаря ей, наконец, воспроизведение их согласно
законам, следовательно, и сам опыт; без этой трансцендентальной функции
никакие понятия о предметах не сходились бы в одам опыт.

В самом деле, устойчивое и сохраняющееся Я (чистой апперцепции) составляет
коррелят всех наших представлений, поскольку мы можем сознавать их, и
всякое сознание принадлежит к всеохватывающей чистой апперцепции точно так
же, как всякое чувственное созерцание в качестве представления принадлежит
к чистому внутреннему созерцанию, а именно времени. Как раз эта апперцепция
должна присоединяться к чистой способности воображения, чтобы сделать ее
функцию интеллектуальной, так как сам по себе синтез воображения, хотя он и
совершается a priori, тем не менее всегда чувствен, потому что связывает
многообразное лишь так, как оно является в созерцаниях, например образ
треугольника. Благодаря же отношению многообразного к единству апперцепции
могут возникнуть принадлежащие рассудку понятия, но только при посредстве
способности воображения по отношению к чувственному созерцанию.

Итак, у нас есть чистое воображение как одна из основных способностей
человеческой души, лежащая в основании всякого априорного познания. При его
посредстве мы приводим в связь, с одной стороны, многообразное в созерцании
с условием необходимого единства чистой апперцепции-с другой. Эти крайние
звенья, а именно чувственность и рассудок, необходимо должны быть связаны
друг с другом при посредстве этой трансцендентальной функции воображения,
так как в противном случае чувственность, правда, давала бы явления, но не
давала бы предметов эмпирического познания, стало быть. не давала бы
никакого опыта. Действительный опыт, состоящий из схватывания, ассоциации
(воспроизведения) и, наконец, узнавания явлений содержит в последнем и
высшем (из чисто эмпирических элементов опыта) понятия, которые делают
возможным формальное единство опыта и вместе с ним всю объективную
значимость (истинность) эмпирического познания. Эти основания для узнавания
многообразного, поскольку они касаются только формы опыта вообще, суть
указанные выше категории. На них, следовательно, основывается все
формальное единство в синтезе воображения и посредством этого синтеза
-также единство всего эмпирического применения воображения (в узнавании,
воспроизведении, ассоциации, схватывании) вплоть до явлений, так как
явления могут принадлежать нашему сознанию, стало быть, нам самим -только
при посредстве этих элементов познания вообще.

Следовательно, мы сами вносим порядок и закономерность в явления,
называемые нами природой, и их нельзя было бы найти в явлениях, если бы мы
или природа нашей души не вложили их первоначально. В самом деле, это
единство природы должно быть необходимым, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249