Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



18. Что такое объективное единство самосознания

Трансцендентальное единство апперцепции есть то единство, благодаря
которому все данное в созерцании многообразное объединяется в понятие об
объекте. Поэтому оно называется объективным, и его следует отличать от
субъективного единства сознания, представляющего собой определение
внутреннего чувства, посредством которого упомянутое многообразное в
созерцании эмпирически дается для такой связи. Могу ли я эмпирически
сознавать многообразное как одновременно существующее или последовательное-
это зависит от обстоятельств или эмпирических условий. Поэтому эмпирическое
единство сознания посредством ассоциации представлений само есть явление и
совершенно случайно. Чистая же форма созерцания во времени, просто как
созерцание вообще, содержащее в себе данное многообразное, подчинена
первоначальному единству сознания только потому, что многообразное в
созерцании необходимо относится к одному и тому же я мыслю; следовательно,
она подчинена первоначальному единству сознания посредством чистого синтеза
рассудка, a priori лежащего в основе эмпирического синтеза. Только это
первоначальное единство имеет объективную значимость, между тем как
эмпирическое единство апперцепции, которого мы здесь не рассматриваем и
которое к тому же представляет собой лишь нечто производное от первого
единства при данных конкретных условиях, имеет лишь субъективную
значимость. Один соединяет представление о том или ином слове с одной
вещью, а другой-с другой; при этом единство сознания в том, что имеет
эмпирический характер, не необходимо и не имеет всеобщей значимости в
отношении того, что дано.


19. Логическая форма всех суждений состоит в объективном единстве
апперцепции содержащихся в них понятий

Я никогда не удовлетворялся дефиницией суждения вообще, даваемой теми
логиками, которые говорят, что суждение есть представление об отношении
между двумя понятиями. Не вступая здесь в споры по поводу ошибочности этой
дефиниции (хотя из нее возникли многие тяжелые последствия для логики),
состоящей в том, что она годится разве только для категорических, но не для
гипотетических и разделительных суждений (так как они содержат в себе не
отношение между понятиями, а отношение между суждениями), я замечу только,
что в этой дефиниции не указано, в чем состоит это отношение.

Исследуя более тщательно отношение между знаниями, данными в каждом
суждении, и отличая это отношение как принадлежащее рассудку от отношения,
сообразного с законами репродуктивной способности воображения (и имеющего
только субъективную значимость), я нахожу, что суждение есть не что иное,
как способ приводить данные знания к объективному единству апперцепции.
Связка есть имеет в суждении своей целью именно отличить объективное
единство данных представлений от субъективного. Им обозначается отношение
представлений к первоначальной апперцепции и ее необходимое единство, хотя
бы само суждение и было эмпирическим, стало быть, случайным, как, например,
суждение тела имеют тяжесть. Этим я не хочу сказать, будто эти
представления необходимо принадлежат друг к другу в эмпирическом
созерцании, а хочу сказать, что они принадлежат друг к другу благодаря
необходимому единству апперцепции в синтезе созерцаний, т. е. согласно
принципам объективного определения всех представлений, поскольку из них
может возникнуть знание, а все эти принципы вытекают из основоположения о
трансцендентальном единстве апперцепции. Только благодаря этому из
указанного отношения возникает суждение, т. е. отношение, имеющее
объективную значимость и достаточно отличающееся от отношения этих же
представлений, которое имело бы только субъективную значимость, например,
согласно законам ассоциации. По законам ассоциации я мог бы только сказать:
если я несу какое-нибудь тело, я чувствую давление тяжести, но не мог бы
сказать: оно, это тело, есть нечто тяжелое, следовательно, утверждать, что
эти два представления связаны в объекте, т. е. безотносительно к состояниям
субъекта, а не существуют вместе только (как бы часто это ни повторялось) в
восприятии.


20. Все чувственные созерцания подчинены категориям как условиям,
единственно при которых их многообразие может соединиться в одно сознание

Многообразное, данное в чувственном созерцании, необходимо подчинено
первоначальному синтетическому единству апперцепции, потому что только
через него возможно единство созерцания ( 17). Но то действие рассудка,
которым многообразное в данных представлениях (все равно, будут ли они
созерцаниями или понятиями) подводится под апперцепцию вообще, есть
логическая функция суждений ( 19). Следовательно, всякое многообразное,
поскольку оно дано в едином эмпирическом созерцании, определено в отношении
одной из логических функций суждения, благодаря которой именно оно и
приводится к единому сознанию вообще.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249