Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Мысли без содержания пусты,
созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои
понятия делать чувственными (т. е. присоединять к ним в созерцании
предмет), а свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen)
(г. е. подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять
функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не
могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Однако это
не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть все основания
тщательно обособлять и отличать одну от другой. Поэтому мы отличаем
эстетику, т. е. науку о правилах чувственности вообще, от логики, т. е.
науки о правилах рассудка вообще. Логику в свою очередь можно рассматривать
двояко: как логику или общего, или частного применения рассудка. Первая
содержит безусловно необходимые правила мышления, без которых невозможно
никакое применение рассудка, и потому исследует его, не обращая внимания на
различия между предметами, которыми рассудок может заниматься.

Логика частного применения рассудка содержит правила правильного мышления о
предметах определенного рода. Первую можно назвать начальной логикой, а
вторую- органоном той или другой науки. Последняя предпосылается большей
частью в школах как пропедевтика наук, несмотря на то что в развитии
человеческого разума она составляет позднейшее приобретение его в то время,
когда наука уже разработана и нуждается только в окончательной отделке и
завершении. В самом деле, нужно уже довольно хорошо знать предметы, чтобы
установить правила создания науки о них.

Общая логика может быть или чистой, или прикладной. В первой мы отвлекаемся
от всех эмпирических условий, при которых действует наш рассудок, например:
от влияния чувств, от игры воображения, законов памяти, силы привычки,
склонностей и т. п., - стало быть, и от источников предрассудков и даже
вообще от всего, что может быть причиной тех или иных знаний или может
незаметно внушить нам их; все это касается рассудка только при определенных
обстоятельствах его применения, и, чтобы знать их, необходим опыт. Общая,
но чистая логика имеет дело исключительно с априорными принципами и
представляет собой канон рассудка и разума, однако только в отношении того,
что формально в их применении, тогда как содержание может быть каким угодно
(эмпирическим или трансцендентальным). Общая логика называется прикладной
тогда, когда она рассматривает правила применения рассудка при субъективных
эмпирических условиях, указываемых нам психологией. Следовательно, она
заключает в себе эмпирические принципы, хотя она и есть общая логика в том
смысле, что исследует применение рассудка без различия предметов. Она есть
только средство очищения обыденного рассудка, но не канон рассудка вообще и
не органон частных наук.

Итак, та часть общей логики, которая составляет учение о чистом разуме,
должна быть совершенно обособлена от прикладной логики (хотя все еще
общей). Только первая часть есть настоящая наука, правда краткая и сухая,
как этого и требует систематическое изложение учения о началах рассудка. В
этой науке, следовательно, необходимо всегда иметь в виду два правила.

1. Как общая логика, она отвлекается от всякого содержания рассудочного
познания и от различий между его предметами, имея дело только с чистой
формой мышления.

2. Как чистая логика, она не имеет никаких эмпирических принципов, стало
быть, ничего не заимствует из психологии (как некоторые хотят этого),
которая поэтому не имеет никакого влияния на канон рассудка. Она есть
доказательная наука, и все для нее должно быть достоверным совершенно a
priori.

Наука, которую я называю прикладной логикой (расходясь с обычным значением
этого слова, по которому она должна содержать определенные упражнения
согласно правилам чистой логики), представляет рассудок и правила его
необходимого применения in concrete, т. е. при случайных условиях субъекта,
которые могут препятствовать или содействовать применению рассудка и даются
только эмпирически. В ней идет речь о внимании, о последствиях его и
встречаемых им препятствиях, о происхождении заблуждений, о состоянии
колебания, сомнения, уверенности и т. п. Общая и чистая логика относится к
ней, как чистая мораль, содержащая только необходимые нравственные законы
свободной воли вообще, к учению о добродетели в собственном смысле, которое
рассматривает эти законы при наличии препятствий, чинимых чувствами,
наклонностями и страстями, которым люди более или менее подчинены, и
никогда не может быть настоящей и доказательной наукой, так как подобно
прикладной логике нуждается в эмпирических и психологических принципах.

II. О трансцендентальной логике

Общая логика отвлекается, как мы показали, от всякого содержания познания,
т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249