Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

е. от всякого отношения его к объекту, и рассматривает только логическую
форму в отношении знаний друг к другу, т. е. форму мышления вообще. Но так
как существуют и чистые, и эмпирические созерцания (как это доказывает
трансцендентальная эстетика), то можно ожидать, что и мыслить предметы
можно различно - чисто или эмпирически. В таком случае должна существовать
логика, абстрагирующаяся не от всякого содержания познания; в самом деле,
та логика, которая содержала бы только правила о том, как чисто мыслить
предмет, должна была бы исключать все знания с эмпирическим содержанием;
она должна была бы также исследовать происхождение наших знаний о
предметах, если только оно не может быть приписано предметам. Общая же
логика вообще не занимается этим происхождением познания, она рассматривает
все представления-все равно, даны ли они первоначально a priori в нас самих
или только эмпирически, - согласно только тем законам, по которым рассудок
пользуется ими в их отношении друг к другу в процессе мышления; поэтому в
ней идет речь только о форме рассудка, которая может быть сообщена
представлениям, каково бы ни было их происхождение.

Здесь я сделаю замечание, влияние которого простирается на все дальнейшие
рассуждения и которое необходимо иметь в виду, а именно трансцендентальным
(т. е. касающимся возможности или применения априорного познания) следует
называть не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы
узнаем, что те или иные представления (созерцания или понятия) применяются
и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно.
Поэтому ни пространство, ни какое бы то ни было априорное геометрическое
определение его не есть трансцендентальное представление;
трансцендентальным может называться только знание о том, что эти
представления вообще не имеют эмпирического происхождения, и о том, каким
образом они тем не менее могут a priori относиться к предметам опыта.
Применение пространства к предметам вообще также было бы
трансцендентальным; но так как оно ограничивается исключительно предметами
чувств, то оно называется эмпирическим. Таким образом, различие между
трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не
касается отношения их к их предмету.

Итак, в ожидании того, что возможны понятия, a priori относящиеся к
предметам не как чистые или чувственные созерцания, а только как действия
чистого мышления, стало быть, понятия, но не эмпирического и не
чувственного происхождения, мы уже заранее устанавливаем идею науки о
чистом рассудке и основанных на разуме знаниях, благодаря которым мы мыслим
предметы совершенно a priori. Такая наука, определяющая происхождение,
объем и объективную значимость подобных знаний, должна называться
трансцендентальной логикой, потому что она имеет дело только с законами
рассудка и разума, но лишь постольку, поскольку она a priori относится к
предметам в отличие от общей логики, которая рассматривает отношение их и к
эмпирическим знаниям, и к основанным на чистом разуме знаниям без различия.

III. О делении общей логики на аналитику и диалектику

Что есть истина? Вот знаменитый старый вопрос, которым предполагали
поставить в тупик логиков и привести их или к жалким рассуждениям, или к
признанию своего неведения, а следовательно, и тщетности всего искусства
логики. Номинальная дефиниция истины, согласно которой она есть
соответствие знания с его предметом, здесь допускается и предполагается
заранее. Но весь вопрос в том, чюбы найти всеобщий и верный критерий истины
для всякого знания.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума
или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует
бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще
тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам
и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой
держит под ним решето.

Если истина - в соответствии познания с его предметом, то тем самым следует
отличать этот предмет от других предметов; в самом деле, знание заключает в
себе ложь, если оно не находится в соответствии с тем предметом, к которому
оно относится, хотя бы и содержало нечто такое, что могло быть правильным в
отношении других предметов. Между тем всеобщим критерием истины был бы лишь
такой критерий, который был бы правилен в отношении всех знаний,
безразлично, каковы их предметы. Но так как, пользуясь таким критерием, мы
отвлекаемся от всякого содержания знания (от отношения к его объекту),
между тем как истина касается именно этого содержания, то отсюда ясно, что
совершенно невозможно и нелепо спрашивать о признаке истинности этого
содержания знаний и что достаточный и в то же время всеобщий признак истины
не может быть дан. Так как выше мы уже назвали содержание знания его
материей, то мы можем выразить эту мысль следующим образом: требовать
всеобщего признака истинности знания в отношении материи нельзя, так как
это требование заключает в себе противоречие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249