Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


В самом деле, ни одно явление не возвращается от последующего момента
времени к предшествующему, хотя и относится к какому-то из предшествующих;
напротив, переход от данного времени к определенному последующему
совершается с необходимостью. Поэтому, так как есть нечто последующее, я
необходимо должен относить его к чему-то другому вообще, что предшествует и
за чем оно следует по какому-то правилу, т. е. необходимым образом, так что
событие как нечто обусловленное несомненно указывает на какое-то условие, а
условием определяется событие.

Допустим, что событию не предшествует ничего, за чем оно должно было бы
следовать по правилу; в таком случае всякая последовательность восприятии
определялась бы исключительно лишь в схватывании, т. е. только субъективно;
этим, однако, вовсе не было бы объективно определено, что именно в
восприятиях должно быть предшествующим и что последующим. Подобным образом
мы имели бы только игру представлений, которая не относилась бы ни к какому
объекту; иными словами, посредством наших восприятии нельзя было бы
отличать одно явление от других по временному отношению, потому что
последовательность в схватывании везде одинакова и, стало быть, она ничего
не может определить в явлении так, чтобы сделать некоторую
последовательность объективно необходимой. Поэтому я не могу сказать, что в
явлении два состояния следуют друг за другом, а могу лишь утверждать, что
одно схватывание следует за другим, и это следование есть нечто чисто
субъективное и не определяет объекта, стало быть, никак не может относиться
к познанию какого-нибудь предмета (даже в явлении).

Итак, если мы узнаем, что происходит что-то, мы всегда при этом
предполагаем, что данному событию предшествует нечто, за чем оно следует по
правилу. В самом деле, без этого я не мог бы сказать об объекте, что он
следует, так как одна лишь последовательность в моем схватывании, если она
не определена правилом в отношении к чему-то предшествующему, не дает права
допускать последовательность в объекте. Таким образом, свой субъективный
синтез (схватывания) я делаю объективным, если я принимаю в расчет правило,
согласно которому явления в их последовательности, т. е. так, как они
происходят, определяются посредством предыдущего состояния, и только при
этом предположении возможен самый опыт о том, что происходит.

Правда, это как будто противоречит всем наблюдениям над порядком применения
нашего рассудка, согласно которым лишь воспринятые и сопоставленные между
собой сходные случаи следования многих событий за предшествующими явлениями
приводят нас к открытию правила, по которому определенные события следуют
всегда за определенными явлениями, и прежде всего это дает нам возможность
составить себе понятие о причине. В таком случае это понятие было бы только
эмпирическим и приобретенное им правило, гласящее, что все, что происходит,
имеет причину, было бы столь же случайным, как и сам опыт: его всеобщность
и необходимость были бы в таком случае лишь вымышлены и не имели бы никакой
истинной всеобщей значимости, потому что они были бы не априорными, а
основывались бы только на индукции. Однако дело обстоит здесь точно так же,
как и с другими чистыми априорными представлениями (например, пространство
и время), которые мы можем извлечь из опыта как ясные понятия только
потому, что сами вложили их в опыт и лишь посредством них осуществили опыт.
Конечно, логическая ясность этого представления о правиле, определяющем тот
или иной ряд событий, как о понятии причины, возможна в этом случае лишь
после применения его в опыте, однако принятие его в расчет как условия
синтетического единства явлений во времени было основанием самого опыта, и
потому оно a priori предшествовало опыту.

Итак, нужно показать на примере, что даже в опыте мы только в том случае
приписываем объекту последовательность (события, когда происходит нечто,
чего не было раньше) и отличаем ее от субъективной последовательности
нашего схватывания, если в основе лежит правило, принуждающее нас наблюдать
скорее такой-то, а не иной порядок восприятии; более того, мы должны
показать, что именно это принуждение и есть то, что впервые делает
возможным представление о последовательности в объекте.

В нас имеются представления, которые мы и можем осознать. Но как бы далеко
ни простиралось это осознание и как бы точно или пунктуально оно ни было,
представления все же остаются лишь представлениями, т. е. внутренними
определениями нашей души в том или ином временном отношении. Каким же
образом мы приходим к тому, что даем этим представлениям объект или сверх
их субъективной реальности как модификаций приписываем им неизвестно какую
об

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249