Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Понятия реальности, субстанции, причинности, даже понятия
необходимости в существовании, если взять их вне того применения, при
котором они делают возможным эмпирическое знание о предмете, не имеют
значения, которое определяло бы какой-нибудь объект. Следовательно, они
могут быть, правда, применены для объяснения возможности вещей в чувственно
воспринимаемом мире, но не для объяснения возможности самого мироздания,
так как это основание для объяснения должно было бы находиться вне мира и,
стало быть, не есть предмет возможного опыта. Тем не менее я могу допускать
такую непонятную сущность - предмет чистой идеи- по отношению к чувственно
воспринимаемому миру, но не как существующую самое по себе. Действительно,
если в основе возможно большего эмпирического применения моего разума лежит
идея (систематически завершенного единства, о котором вскоре я буду
говорить более определенно), которая сама по себе никогда не может быть
показана в опыте адекватно, хотя для приближения к возможно большей степени
эмпирического единства она неизбежно необходима, то я не только имею право,
но и вынужден реализовать эту идею, т. е. полагать для нее действительный
предмет, однако лишь как нечто вообще, что само по себе мне неизвестно и
чему я только как основанию упомянутого систематического единства
приписываю в отношении к этому единству свойства, аналогичные рассудочным
понятиям в эмпирическом применении. Поэтому я по аналогии с реальностями в
мире, с субстанциями, причинностью и необходимостью мыслю некую сущность,
обладающую всем этим во всей полноте, и так как эта идея основывается
только на моем разуме, то я могу мыслить эту сущность как самостоятельный
разум, составляющий причину мироздания посредством идей величайшей гармонии
и единства. При этом я оставляю в стороне все ограничивающие идею условия
исключительно для того, чтобы при помощи такой первоосновы сделать
возможным систематическое единство многообразного в мироздании и через
посредство этого единства -возможно большее эмпирическое применение разума,
ибо я рассматриваю все связи так, как если бы они были установлениями
некоего высшего разума, лишь слабую копию которого составляет наш разум. В
таком случае я мыслю себе эту высшую сущность исключительно посредством
понятий, которые, собственно, имеют применение только в чувственно
воспринимаемом мире; но так как указанное трансцендентальное предположение
имеет у меня только относительное применение, а именно как субстрат
возможно большего эмпирического единства, то я имею право мыслить сущность,
которую я отличаю от мира, приписывая ей свойства, принадлежащие только
чувственно воспринимаемому миру. В самом деле, я отнюдь не требую и не имею
права требовать, чтобы этот предмет моей идеи был познан по тому, чем он
может быть сам по себе; действительно, для этого у меня нет никаких
понятий, и даже понятия реальности, субстанции, причинности и необходимости
в существовании теряют всякий смысл и оказываются лишь названиями понятий
без всякого содержания, если я отваживаюсь выйти с ними за пределы чувств.
Я мыслю себе только отношение сущности, которая сама по себе совершенно
неизвестна мне, к наибольшему систематическому единству мироздания
исключительно для того, чтобы сделать ее схемой регулятивного принципа
возможно большего эмпирического применения моего разума.

Если мы обратим теперь внимание на трансцендентальный предмет нашей идеи,
то увидим, что мы не можем предположить его самим по себе действительным
согласно понятиям реальности, субстанции, причинности и т. п., так как эти
понятия не имеют никакого применения к тому, что совершенно отличается от
чувственно воспринимаемого мира. Следовательно, предположение разума о
высшей сущности как высшей причине мыслится только относительно, для
систематического единства чувственно воспринимаемого мира, и есть лишь
нечто в идее, о чем мы не имеем никакого понятия, что оно само по себе.
Этим объясняется также и то, почему мы, нуждаясь в идее самой по себе
необходимой первосущности в отношении к тому, что дано чувствам как
существующее, все же не можем иметь ни малейшего понятия об этой сущности и
ее абсолютной необходимости.

Теперь мы можем отчетливо показать результат всей трансцендентальной
диалектики и точно определить конечную цель идей чистого разума, которые
только по недоразумению и неосмотрительности становятся диалектическими. На
самом деле чистый разум занимается только самим собой и не может иметь
никакого иного занятия, так как ему даются не предметы для единства
эмпирического понятия, а рассудочные знания для единства понятий разума, т.
е. для единства связи, согласно единому принципу. Достигаемое разумом
единство есть единство системы, и это систематическое единство служит
разуму не объективно, как основоположение, приложимое к предметам, а
субъективно, как максима, приложимая ко всему возможному эмпирическому
знанию о предметах.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249