Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Следовательно, трансцендентальное единство апперцепции относится
к чистому синтезу воображения как к априорному условию возможности всякой
связи многообразного в одном знании. Но a priori может происходить только
продуктивный синтез воображения, так как репродуктивный синтез опирается на
условия опыта. Следовательно, принцип необходимого единства чистого
(продуктивного) синтеза воображения до апперцепции составляет основание
возможности всякого знания, в особенности опыта.

Синтез многообразного в воображении мы называем трансцендентальным, если он
a priori направлен без различия созерцаний исключительно на связь
многообразного, и единство этого синтеза называется трансцендентальным,
если оно представляется в отношении к первоначальному единству апперцепции
как a priori необходимое. Так как в основе возможности всякого познания
лежит это единство апперцепции, то трансцендентальное единство синтеза
воображения есть чистая форма всякого возможного познания и через нее,
стало быть, должны представляться a priori все предметы возможного опыта.

Единство апперцепции по отношению к синтезу воображения есть рассудок; то
же самое единство, поскольку оно относится к трансцендентальному синтезу
воображения, есть чистый рассудок. Следовательно, в рассудке содержатся
чистые априорные знания, заключающие в себе необходимое единство чистого
синтеза воображения в отношении всех возможных явлений. Но категории, т. е.
чистые рассудочные понятия, и составляют эти чистые априорные знания; стало
быть, эмпирическая познавательная способность человека необходимо содержит
в себе рассудок, который относится ко всем предметам чувств, правда, только
при посредстве созерцаний и синтеза их с помощью воображения, и,
следовательно, все явления подчинены этому рассудку как данные для
возможного опыта. Так как это отношение явлений к возможному опыту также
необходимо (потому что без него мы через явления не получали бы никакого
знания и, стало быть, они вовсе не касались бы нас), то отсюда следует, что
чистый рассудок через посредство категорий есть формальный и синтетический
принцип всякого опыта и что явления имеют необходимое отношение к рассудку.

Теперь мы покажем необходимую связь рассудка с явлениями через категории,
начав снизу, а именно с эмпирического. Первое, что нам дается, есть
явление, называемое восприятием, если оно связано с сознанием (без
отношения к сознанию, по крайней мере возможному, явление никогда не могло
бы сделаться для нас предметом познания и, следовательно, было бы для нас
ничем, а так как явление само по себе не имеет объективной реальности и
существует только в познании, то оно вообще было бы ничем). Но так как
всякое явление содержит в себе нечто многообразное, стало быть, различные
восприятия встречаются в душе рассеянно и разрозненно, то необходимо
соединение их, которого нет у них в самом чувстве. Следовательно, в нас
есть деятельная способность синтеза этого многообразного, которую мы
называем воображением; его деятельность, направленную непосредственно на
восприятия, я называю схватыванием. Это воображение должно сводить
многообразное [содержание] созерцания в один образ; следовательно, до этого
оно должно включить впечатления в сферу своей деятельности, т. е.
схватывать их.

Однако ясно, что даже это схватывание многообразного само по себе еще не
создало бы никакого образа и никакой связи впечатлений, если бы не было
субъективного основания для того, чтобы душа, переходя от одного восприятия
к другому, вызывала вновь предыдущее восприятие, связанное с последующим, и
таким образом создала целые ряды представлений, т. е. если бы не было
репродуктивной способности воображения, которая, конечно, лишь эмпирична.

Однако если бы представления воспроизводили друг друга без различия, так
как они случайно встречаются вместе, то опять-таки не возникло бы никакой
определенной связи между ними, они образовали бы лишь беспорядочную груду
и, стало быть, не возникло бы никакого знания; поэтому воспроизведение
представлений должно подчиняться правилу, согласно которому представление
вступает в связь в воображении скорее с одним, чем с другим представлением.
Это субъективное и эмпирическое основание воспроизведения согласно правилам
называется ассоциацией представлений.

Но если бы это единство ассоциации не имело также объективного основания,
ввиду чего было бы невозможно, чтобы явления схватывались воображением
иначе как при наличии возможного синтетического единства этого схватывания,
то пригодность явлений для связи между человеческими знаниями была бы
чем-то совершенно случайным. Действительно, хотя бы мы и обладали
способностью ассоциировать восприятия, тем не менее оставалось бы само по
себе совершенно неопределенным и случайным, соединимы ли они путем
ассоциации, и, если бы они не были ассоциируемы, было бы возможно множество
восприятии и даже совокупная чувственность, в которой содержалось бы много
эмпирического сознания в моей душе, но в разрозненном виде и без отношения
к одному сознанию меня самого.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249