Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Без общения всякое восприятие (явления в
пространстве) оторвано от остальных восприятии и цепь эмпирических
представлений, т. е. опыт, должна была бы при наличии нового объекта
начинаться совершенно заново, не находясь с предыдущим опытом ни в какой
связи и ни в каком временном отношении. Я не собираюсь опровергать таким
образом [существование] пустого пространства: оно может быть повсюду там,
куда не доходит восприятие и где, следовательно, нет никакого эмпирического
знания об одновременном существовании; но в таком случае оно вовсе не
объект для какого бы то ни было нашего возможного опыта.

Следующее замечание может служить пояснением. В нашей душе все явления как
содержащиеся в возможном опыте должны находиться в общности (communio)
апперцепции, и поскольку предметы должны представляться связанными [друг с
другом] как одновременно существующие, они должны определять друг другу
место во времени и благодаря этому составлять одно целое. Если эта
субъективная общность должна покоиться на объективном основании или
относиться к явлениям как субстанциям, то восприятие одного из явлений
должно как основание делать возможным восприятие другого явления, и
наоборот, не для того, чтобы последовательность, будучи всегда схватыванием
в восприятиях, приписывалась объектам, а для того, чтобы объекты могли быть
представлены как одновременно существующие. Но такое [отношение] есть
взаимное влияние, т. е. реальное общение (commercium) субстанций, без
которого, следовательно, не могло бы иметь место в опыте эмпирическое
отношение одновременности. Благодаря такому общению явления, поскольку они
находятся вне друг друга и тем не менее связаны друг с другом, образуют
нечто сложное (compositum reale), и такие сочетания возникают различным
образом. Итак, три динамических отношения, из которых возникают все
остальные, суть присущность, следование и сложение.

* * *

Таковы три аналогии опыта. Они суть не что иное, как принципы определения
существования явлений во времени согласно всем трем модусам его: согласно
отношению к самому времени как величине (величина существования, т. е.
продолжительность), согласно отношению во времени как в ряду
(последовательность), наконец, согласно отношению во времени как
совокупности всякого существования (одновременность). Это единство
определения времени совершенно динамично, т. е. время рассматривается не
как то, в чем опыт непосредственно определял бы место всякому
существованию: это невозможно, так как абсолютное время не есть предмет
восприятия, который мог бы объединить явления; место всякого явления во
времени определяется тем правилом рассудка, лишь благодаря которому
существование явлений может обрести синтетическое единство сообразно с
временными отношениями, стало быть, определяется a priori и имеет силу для
всякого времени.

Под природой (в эмпирическом смысле) мы разумеем связь существования
явлений по необходимым правилам, т. е. по законам. Следовательно,
существуют определенные законы, и притом a priori, которые впервые делают
природу возможной; эмпирические законы могут существовать и быть открыты
только при помощи опыта и именно в согласии с теми первоначальными
законами, лишь благодаря которым становится возможным сам опыт. Наши
аналогии представляют, собственно, единство природы в связи всех явлений
при определенных показателях, выражающих не что иное, как отношение времени
(поскольку оно охватывает всякое существование) к единству апперцепции,
которое может иметь место только в синтезе согласно правилам. Взятые
вместе, аналогии гласят: все явления заключаются и должны заключаться в
единой природе, так как без этого априорного единства не было бы возможно
никакое единство опыта, стало быть, и никакое определение предметов в нем.

По поводу своеобразного способа доказательства, которым мы пользовались,
устанавливая эти трансцендентальные законы природы, следует сделать одно
замечание, имеющее весьма важное значение также как предписание для всякой
другой попытки доказать интеллектуальные и вместе с тем априорные
синтетические положения. Если бы мы хотели доказать эти аналогии
догматически, т. е. исходя из понятий, что все существующее находится
только в постоянном, что всякое событие предполагает в предыдущем состоянии
нечто, за чем оно следует по некоторому правилу, наконец, что в
одновременно существующем многообразном состоянии существуют в отношении
друг к другу одновременно согласно некоторому правилу (находятся в
общении),-то все наши старания были бы совершенно тщетны.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249