Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Такая пропедевтика должна
называться не учением, а только критикой чистого разума, и польза ее по
отношению к спекуляции в самом деле может быть только негативной: она может
служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и
освобождения его от заблуждений, что уже представляет собой значительную
выгоду. Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не
столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это
познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась
бы трансцендентальной философией. Однако и этого для начала было бы слишком
много. Ведь такая наука должна была бы содержать в полном объеме как
аналитическое, так и априорное синтетическое знание, и потому, насколько
это касается нашей цели, она обладала бы слишком большим объемом, так как
мы должны углубляться в своем анализе лишь настолько, насколько это
совершенно необходимо, чтобы усмотреть во всей полноте принципы априорного
синтеза, единственно интересующие нас. Мы занимаемся здесь именно этим
исследованием, которое мы можем назвать собственно не учением, а только
трансцендентальной критикой, так как оно имеет целью не расширение самих
знаний, а только исправление их и должно служить критерием достоинства или
негодности всех априорных знаний. Поэтому такая критика есть по возможности
подготовка к органону или, если бы это не удалось, по крайней мере к
канону, согласно которому, во всяком случае в будущем, могла бы быть
представлена аналитически и синтетически совершенная система философия
чистого разума, все равно, будет ли она состоять в расширении или только в
ограничении его познания. Что такая система возможна и даже будет иметь
вовсе не столь большой объем, так что можно надеяться вполне завершить ее,-
на это можно рассчитывать уже ввиду того, что не природа вещей, которая
неисчерпаема, а именно рассудок, который судит о природе вещей, да и то
лишь рассудок в отношении его априорных знаний, служит здесь предметом,
данные (Vorrat) которого не могут остаться скрытыми от нас, так как нам не
приходится искать их вовне себя, и, по всей вероятности, они не слишком
велики, так что можно вполне воспринять их, рассмотреть их достоинство или
негодность и дать правильную их оценку. Еще менее следует ожидать здесь
критики книг и систем чистого разума; здесь дается только критика самой
способности чистого разума. Только основываясь на этой критике, можно
получить надежный критерий для оценки философского содержания старых и
новых сочинений по этому предмету; в противном случае некомпетентный
историк и судья рассматривает ни на чем не основанные утверждения других,
исходя из своих собственных, в такой же мере необоснованных утверждений.

Трансцендентальная философия есть идея науки, для которой критика чистого
разума должна набросать архитектонически, т. е. основанный на принципах,
полный план с ручательством за полноту и надежность всех частей этого
здания. Она представляет собой систему всех принципов чистого разума. Сама
эта критика еще не называется трансцендентальной философией исключительно
потому, что она должна была бы содержать в себе также обстоятельный анализ
всего априорного человеческого познания, чтобы быть полной системой. Наша
критика, правда, должна также дать полное перечисление всех основных
понятий, составляющих указанное чистое знание, однако она совершенно
правильно воздерживается от обстоятельного анализа самих этих понятий, а
также от полного перечня производных из них понятий отчасти потому, что
такое расчленение не было бы целесообразным, поскольку оно не связано с
затруднениями, встречающимися в синтезе, ради которого предпринята вся эта
критика, а отчасти потому, что попытка взять на себя ответственность за
полноту такого анализа и выводов нарушила бы единство плана, между тем как
этого вовсе не требует поставленная цель. Этой полноты анализа и выводов из
априорных понятий, которые мы изложим в настоящем сочинении, нетрудно будет
достигнуть, если только сначала будут установлены эти понятия как
разработанные принципы синтеза и если в отношении этой основной цели ничего
не будет упущено.

Таким образом, к критике чистого разума относится все, из чего состоит
трансцендентальная философия: она есть полная идея трансцендентальной
философии, но еще не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется
лишь настолько, насколько это необходимо для полной оценки априорного
синтетического знания.

Устанавливая подразделения этой науки, надо в особенности иметь в виду,
чтобы в нее не входили понятия, заключающие в себе что-то эмпирическое, т.
е. чтобы априорное знание было совершенно чистым. Поэтому хотя высшие
основоположения моральности и основные понятия ее суть априорные знания,
тем не менее они не входят в трансцендентальную философию, так как они не
полагают, правда, в основу своих предписаний понятия удовольствия и
неудовольствия, влечений и склонностей и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249