Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Они содержат в себе некоторую полноту, какой не достигает ни
одно возможное эмпирическое знание, и разум обладает при этом только
систематическим единством в чувстве, и с этим единством он пытается
сблизить эмпирически возможное единство, никогда не достигая его полностью.

Но по-видимому, еще более, чем идея, далеко от объективной реальности то,
что я называю идеалом и под чем я разумею идею не только in concrete, но и
in individuo, т. е. как единичную вещь, определимую или даже определенную
только идеей.

Человечество, взятое в своем совершенстве, содержит в себе не только
расширение всех присущих такой природе и входящих в наше понятие о нем
существенных свойств вплоть до полного совпадения их с их целями, что было
бы нашей идеей совершенного человечества, но и заключает в себе все, что
кроме этого понятия необходимо для полного определения идеи; в самом деле,
из всех противоположных предикатов только один подходит к идее наиболее
совершенного человека. То, что мы называем идеалом, у Платона есть идея
божественного рассудка, единичный предмет в его чистом созерцании, самый
совершенный из всех видов возможных сущностей и первооснова всех копий в
явлении.

Не забираясь так далеко, мы должны, однако, признать, что человеческий
разум содержит в себе не только идеи, но и идеалы, которые, правда, не
имеют в отличие от платоновских творческой силы, но все же обладают
практической силой (как регулятивные принципы) и лежат в основе возможности
совершенства определенных поступков. Моральные понятия- это не вполне
чистые понятия разума, так как в основе их лежит нечто эмпирическое
(удовольствие или неудовольствие). Однако, что касается принципа,
посредством которого разум ограничивает самое по себе не связанную законами
свободу (следовательно, если обращать внимание только на форму этих
понятий), они могут, конечно, служить примером чистых понятий разума.
Добродетель и вместе с ней человеческая мудрость во всей их чистоте суть
идеи. Но мудрец (стоиков) есть идеал, т. е. человек, который существует
только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости. Как идея
дает правила, так идеал служит в таком случае прообразом для полного
определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших поступков,
кроме поведения этого божественного человека в нас, с которым мы сравниваем
себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не
будучи в состоянии сравняться с ним. Хотя и нельзя допустить объективной
реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом
основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который
нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему
оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного. Но попытки
осуществить идеал на примере, т. е. в явлении, скажем [изобразить] мудреца
в романе, напрасны, более того, они в известной степени нелепы и
малоназидательны, так как естественные границы, постоянно нарушающие
совершенство в идее, исключают возможность какой бы то ни было иллюзии в
такого рода попытках и тем самым делают даже подозрительным и подобным
простому вымыслу то добро, которое содержится в идее.

Так обстоит дело с идеалом разума, который всегда должен основываться на
определенных понятиях и служить правилом и прообразом для следования или
оценки. Совершенно иначе обстоит дело с созданиями воображения, которые
никто не может себе уяснить и о которых никто не в состоянии дать ясное
понятие. Они суть как бы монограммы, представляющие собой лишь отдельные,
хотя и не определимые никакими правилами, черты, которые составляют скорее
как бы смутное изображение различных данных опыта, чем определенную
картину, наподобие тех, что, по уверению художников и физиогномистов,
витают в их голове как непередаваемые очертания их произведений или оценок.
Их можно, хотя и не точно, назвать идеалами чувственности, так как они
должны быть недосягаемым образцом возможных эмпирических созерцаний, хотя
они и не дают никаких правил, доступных объяснению и проверке.

Наоборот, разум со своими идеалами имеет целью полное определение по
априорным правилам; поэтому он мыслит предмет, который должен быть
полностью определим по принципам, хотя для этого нет достаточных условий в
опыте и, следовательно, само это понятие трансцендентно.

ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


О трансцендентальном идеале (Prototypon transcendentale)

Всякое понятие неопределенно в отношении того, что не содержится в нем
самом, и подчинено основоположению об определимости, согласно которому из
двух противоречащих друг другу предикатов понятию может быть присущ только
один.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249