Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума




26. Трансцендентальная дедукция общего возможного применения чистых
рассудочных понятии в опыте

В метафизической дедукции априорное происхождение категорий вообще было
доказано их полным совпадением со всеобщими логическими функциями мышления,
а в трансцендентальной дедукции была показана возможность их как априорных
знаний о предметах созерцания вообще ( 20, 21). Теперь мы должны объяснить
возможность a priori познавать при помощи категории все предметы, какие
только могут являться нашим чувствам, и притом не по форме их созерцания, а
по законам их связи, следовательно, возможность как бы a priori
предписывать природе законы и даже делать ее возможной. В самом деле, если
бы категории не были пригодны для этого, то не было бы ясно, каким образом
все, что только может являться нашим чувствам, должно подчиняться законам,
которые a priori возникают только из рассудка. Прежде всего я замечу, что
под синтезом схватывания (Apprehension) я разумею сочетание многообразного
в эмпирическом созерцании, благодаря чему становится возможным восприятие
его, т. е. эмпирическое сознание о нем (как явлении).

У нас есть формы как внешнего, так и внутреннего чувственного априорного
созерцания в представлениях о пространстве и времени, и синтез схватывания
многообразного в явлении должен всегда сообразовываться с ними, так как сам
это1 синтез может иметь место только согласно этой форме. Однако
пространство и время a priori представляются не только как формы
чувственного созерцания, но и как сами созерцания (содержащие в себе
многообразное), следовательно, с определением единства этого многообразного
в них (см. трансцендентальную эстетику). Следовательно, уже само единство
синтеза многообразного в нас или вне нас, стало быть, и связь. с которой
должно сообразоваться все, что представляется определенным в пространстве
или времени, даны a priori уже вместе с этими созерцаниями (а не в них) как
условие синтеза всякого схватывания. Но это синтетическое единство может
быть только единством связи многообразного [содержания] данного созерцания
вообще в первоначальном сознании сообразно категориям и только в применении
к нашему чувственному созерцанию. Следовательно, весь синтез, благодаря
которому становится возможным само восприятие, подчинен категориям, и так
как опыт есть познание через связанные между собой восприятия, то категории
суть условия возможности опыта и потому a priori применимы ко всем
предметам опыта.


* * *

Таким образом, если я, например, превращаю эмпирическое созерцание
какого-нибудь дома в восприятие, схватывая многообразное [содержание] этого
созерцания, то в основе у меня лежит необходимое единство пространства и
внешнего чувственного созерцания вообще; я как бы рисую очертания дома
сообразно этому синтетическому единству многообразного в пространстве. Но
то же самое синтетическое единство, если отвлечься от формы пространства,
находится в рассудке и представляет собой категорию синтеза однородного в
созерцании вообще, т. е. категорию количества, с которой, следовательно,
синтез схватывания, т. е. восприятие, должен всецело сообразоваться.

Если я воспринимаю (воспользуемся другим примером) замерзание воды, то я
схватываю два состояния (жидкое и твердое) как стоящие друг к другу во
временном отношении. Но во времени, которое я полагаю в основу явления как
внутреннее созерцание, я необходимо представляю себе синтетическое единство
многообразного, без чего указанное отношение не могло бы быть дано в
созерцании как определенное (относительно временной последовательности). А
это синтетическое единство как априорное условие, при котором я связываю
многообразное [содержание] созерцания вообще, есть, если я отвлекаюсь от
постоянной формы своего внутреннего созерцания, [т. е.] от времени,
категория причины, посредством которой я, применяя ее к своей
чувственности, определяю все происходящее во времени вообще сообразно его
отношениям. Следовательно, что касается возможного восприятия, то
схватывание в таком событии, стало быть и само событие, подчинено понятию
отношения действии и причин. Точно так же обстоит дело и во всех других
случаях.


* * *

Категории суть понятия, a priori предписывающие законы явлениям, стало
быть, природе как совокупности всех явлений (natura materialiter spectata).
Так как категории не выводятся из природы и не сообразуются с ней как с
образцом (ибо в таком случае они были бы только эмпирическими), то
возникает вопрос, как понять то обстоятельство, что природа должна
сообразоваться с категориями, т. е. каким образом категории могут a priori
определять связь многообразного в природе, не выводя эту связь из природы.
Эта загадка решается следующим образом.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249