Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

О различии между чистым и эмпирическим познанием

Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта; в самом деле, чем же
пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не
предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти сами производят
представления, отчасти побуждают наш рассудок сравнивать их, связывать или
разделять и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных
впечатлений в познание предметов, называемое опытом? Следовательно, никакое
познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта.

Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует,
что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное
знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и
из того, что наша собственная познавательная способность (только
побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это
добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда,
когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает
нас способными к обособлению его.

Поэтому возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного
исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое независимое
от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания
называются априорными, их отличают от эмпирических знаний, которые имеют
апостериорный источник, а именно в опыте.

Однако термин a priori еще недостаточно определен, чтобы надлежащим образом
обозначить весь смысл поставленного вопроса. В самом деле, обычно
относительно некоторых знаний, выведенных из эмпирических источников,
говорят, что мы способны или причастны к ним a priori потому, что мы
выводим их не непосредственно из опыта, а из общего правила, которое,
однако, само заимствовано нами из опыта. Так, о человеке, который подрыл
фундамент своего дома, говорят: он мог a priori знать, что дом обвалится,
иными словами, ему незачем было ждать опыта, т. е. когда дом действительно
обвалится. Однако знать об этом совершенно a priori он все же не мог. О
том, что тела имеют тяжесть и потому падают, когда лишены опоры, он все же
должен был раньше узнать из опыта.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249