Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Чтобы сделать эту
достоверность вполне ясной, мы приведем пример, с помощью которого можно
сделать ее значимость очевидной и содействовать большей ясности того, что
сказано в   3.

Предположим, что пространство и время объективны сами по себе и составляют
условия возможности вещей самих по себе. В таком случае прежде всего
окажется, что существует множество априорных аподиктических и синтетических
положений относительно времени и пространства, в особенности относительно
пространства, которое мы поэтому преимущественно и приведем здесь в
качестве примера. Так как положения геометрии можно познать синтетически a
priori и с аподиктической достоверностью, то я спрашиваю, откуда получаете
вы такие положения и на чем основывается наш рассудок, чтобы прийти к таким
безусловно необходимым и общезначимым истинам? Здесь нет иного пути, как
через понятия или созерцания, причем и те и другие, как таковые, даны или a
priori, или a posteriori. Последние, а именно эмпирические понятия, а также
то, на чем они основываются, а именно эмпирическое созерцание, могут дать
лишь такое синтетическое положение, которое в свою очередь также имеет
только эмпирический характер, т. е. представляет собой исходящее из опыта
суждение, стало быть, никогда не может содержать необходимость и абсолютную
всеобщность, между тем как эти признаки свойственны всем положениям
геометрии. Что же касается первого и единственно [возможного] средства, а
именно приобретения таких знаний при помощи одних только понятий или
созерцаний a priori, то несомненно, что на основе одних только понятий
можно получить исключительно аналитическое, но никак не синтетическое
знание. Возьмите, например, положение, что две прямые линии не могут
замыкать пространство, стало быть, не могут образовать фигуру, и
попытайтесь вывести его из понятия о прямых линиях и числе два; или
возьмите положение, что из трех прямых линий можно образовать фигуру, и
попытайтесь вывести его только из этих понятий. Всякое ваше усилие окажется
напрасным, и вам придется прибегнуть к созерцанию, как это всегда и
делается в геометрии. Итак, вам дан предмет в созерцании. Какого же рода
оно, есть ли это чистое априорное созерцание или эмпирическое? В последнем
случае из него никак нельзя было бы получить общезначимое, а тем более
аподиктическое положение: ведь опыт никогда не дает таких положений.
Следовательно, предмет должен быть дан вам в созерцании a priori, и на нем
должно быть основано ваше синтетическое положение. Если бы у вас не было
способности a priori созерцать, если бы это субъективное условие не было в
то же время по своей форме общим априорным условием, при котором
единственно возможны объекты самого этого (внешнего) созерцания, если бы
предмет (треугольник) был чем-то самим по себе безотносительно к вашему
субъекту, - то как вы могли бы утверждать, что то, что необходимо заложено
в ваших субъективных условиях построения треугольника, должно необходимо
быть само по себе присуще также треугольнику? Ведь в таком случае вы не
могли бы прибавить к вашим понятиям (о трех линиях) ничего нового
([понятие] фигуры), что тем самым необходимо должно было бы быть в
предмете, так как этот предмет дан до вашего познания, а не посредством
его. Следовательно, если бы пространство (и таким же образом время) не было
только формой вашего созерцания, a priori содержащей условия, единственно
при которых вещи могут быть для вас внешними предметами, которые без этих
субъективных условий сами по себе суть ничто, то вы абсолютно ничего не
могли бы утверждать синтетически a priori о внешних объектах.
Следовательно, не только возможно или вероятно, но и совершенно несомненно,
что пространство и время как необходимые условия всякого (внешнего и
внутреннего) опыта суть лишь субъективные условия всякого нашего
созерцания, в отношении к которому поэтому все предметы суть только
явления, а не данные таким образом вещи сами по себе (fur sich); поэтому о
том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда
ничего нельзя сказать о вещи самой по себе, которая могла бы лежать в
основе этих явлений.

II. Превосходным подтверждением этой теории об идеальности внешнего и
внутреннего чувства, стало быть, об идеальности всех объектов чувств,
взятых только как явления, может служить следующее замечание. Все, что в
нашем познании принадлежит к созерцанию (следовательно, исключая чувства
удовольствия и неудовольствия, а также волю, которые вовсе не суть знания),
содержит одни лишь отношения, а именно отношения места в созерцании
(протяжение), отношения перемены места (движение) и законы, по которым
определяется эта перемена (движущие силы). Но то, что находится в данном
месте, или то, что действует в самих вещах, кроме перемены места, этим не
дано. Между тем вещь сама по себе не познается из одних только отношений.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249