Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



3. Внутреннее и внешнее. В предмете чистого рассудка внутренним бывает
только то, что не имеет никакого отношения (по своему существованию) ко
всему отличному от него. Внутренние же определения субстанции, являющейся
[нам] в пространстве (substantia phaenomenon), суть не что иное, как
отношения, и сама такая субстанция целиком есть совокупность одних лишь
отношений. Субстанцию в пространстве мы познаем только по силам, которые
действуют в нем, или привлекая к себе другие [силы] (притяжение), или
противодействуя их проникновению в него (отталкивание и непроницаемость);
других свойств, которые составляли бы понятие субстанции, являющейся [нам]
в пространстве и называющейся материей, мы не знаем. Напротив, как объект
чистого рассудка всякая субстанция должна иметь внутренние определения и
силы, направленные на внутреннюю реальность. Но какие же иные внутренние
акциденции могу я мыслить, кроме тех, которые доставляет мне мое внутреннее
чувство, а именно кроме самого мышления или чего-то аналогичного ему?
Поэтому-то Лейбниц считал все субстанции простыми, наделенными способностью
представления субъектами, одним словом, монадами, так как он принимал их за
ноумены, не исключая и составных частей материи, у которых он мысленно
отнял все, что может означать внешние отношения, стало быть, также и
сложение.

4. Материя и форма. Эти два понятия лежат в основе всякой другой рефлексии,
до такой степени они неразрывно связаны со всяким применением рассудка.
Первое из них означает определяемое вообще, а второе- его определение (и то
и другое в трансцендентальном смысле, так как мы отвлекаемся от всяких
различий в том, что дано, и в том способе, каким оно определяется). Прежде
логики называли общее материей, а видовое различие-формой. Во всяком
суждении можно назвать данные понятия логической материей (для суждения), а
отношение между ними (посредством связки)-формой суждения. Во всякой
сущности составные части ее (essentialia) образуют материю, а способ, каким
они соединены в вещи, - сущностную форму. Точно так же безграничная
реальность вещей вообще рассматривалась как материя всякой возможности, а
ее ограничение (отрицание)-как форма, которой одна вещь отличается от
других согласно трансцендентальный понятиям. Рассудок прежде всего требует,
чтобы нечто было дано (по крайней мере в понятии), дабы иметь возможность
каким-нибудь образом определить его. Поэтому в понятии чистого рассудка
материя предшествует форме, и ввиду этого Лейбниц признавал сначала вещи
(монады) и внутри их способность представления, чтобы затем на этом
основать внешнее отношение между вещами и взаимодействие (Gemeinschaft)
между их состояниями (а именно представлениями). Поэтому [в его учении]
пространство и время были возможны как основания и следствия: пространство
- благодаря взаимоотношению между субстанциями, время- благодаря
взаимосвязи определений этих субстанций. Так и должно было бы быть на самом
деле, если бы чистый рассудок мог непосредственно быть соотнесен с
предметами и если бы пространство и время были определениями вещей самих по
себе. Но если пространство и время суть только чувственные созерцания, в
которых мы определяем все предметы исключительно лишь как явления, то форма
созерцания (как субъективное свойство чувственности) предшествует всякой
материи (ощущениям), стало быть, пространство и время предшествуют всем
явлениям и всем данным опыта, вернее, только они и делают их возможными.
Философ-интеллектуалист не мог допустить, чтобы форма предшествовала самим
вещам и определяла их возможность, и со своей точки зрения он был прав,
поскольку он считал, что мы созерцаем вещи так, как они существуют (хотя и
посредством неясного представления). Но так как чувственное созерцание есть
совершенно особое субъективное условие, которое a priori лежит в основе
всякого восприятия, а форма его первоначальна, то эта форма дана сама по
себе, и материя (или сами являющиеся вещи) не только не должна была бы
лежать в основе (как мы должны были бы утверждать, если бы судили согласно
одним лишь понятиям), но даже, наоборот, возможность ее предполагает данным
формальное созерцание (пространство и время).

Примечание к амфиболии рефлективных понятий

Да будет позволено мне называть место, уделяемое нами понятию или в
чувственности, или в чистом рассудке, трансцендентальным. Соответственно
этому определение места, присущего всякому понятию в зависимости от его
применения, и указания, как по правилам определить место всякого понятия,
следовало бы называть трансцендентальной топикой; это учение надежно
предохраняло бы от всяких уловок чистого рассудка и возникающих отсюда
заблуждений, так как оно всегда различало бы, к какой познавательной
способности принадлежат, собственно, понятия. Всякое понятие и всякую
рубрику, под которую подходит много знаний, можно называть логическим
местом.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249