Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Только в том случае, если эти же
самые явления применяются для космологической идеи об абсолютном целом и
если, следовательно, речь идет о проблеме, выходящей за пределы возможного
опыта, различение способа, каким рассматривается действительность мыслимых
предметов чувств, имеет значение для того, чтобы уберечься от вводящей в
заблуждение иллюзии, которая неизбежно должна возникать из неправильного
толкования наших собственных эмпирических понятий.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА


РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ


Критическое разрешение космологического спора разума с самим собой

Вся антиномия чистого разума основывается на следующем диалектическом
аргументе: если дано обусловленное, то дан и весь ряд всех его условий; но
предметы чувств даны нам как обусловленные, следовательно, и так далее.
Благодаря этому умозаключению, большая посылка которого кажется такой
естественной и очевидной, появляется на сцене в зависимости от различия
условий (в синтезе явлений), поскольку они образуют ряды, столько же
космологических идей, постулирующих абсолютную целокупность этих рядов и
тем самым неизбежно приводящих разум к противоречию с самим собой. Но
прежде чем мы раскроем софистичность этого аргумента, построенного на
умствовании, мы должны подготовиться к этому, исправив и определив
некоторые встречающиеся в нем понятия.
Прежде всего ясно и несомненно достоверно следующее положение: если дано
обусловленное, то тем самым нам задан и регресс в ряду всех условий для
него. Действительно, само понятие обусловленного таково, что посредством
него нечто соотнесено с условием, и если это условие в свою очередь
обусловлено, то оно соотнесено с более отдаленным условием, и так через все
члены ряда. Следовательно, это положение аналитическое и не боится
трансцендентальной критики. Оно- логический постулат разума, заключающийся
в требовании прослеживать с помощью рассудка и продолжать как можно далее
ту связь понятия с его условиями, которая присуща уже самому понятию.
Далее, если обусловленное и его условие суть вещи сами по себе, то, в
случае когда обусловленное дано, регресс к условиям не только задан, но и в
действительности уже дан вместе с обусловленным, и так как это относится ко
всем членам ряда, то тем самым также дан полный ряд условий, стало быть, и
безусловное дано или, вернее, предполагается, что обусловленное, которое
было возможно только благодаря этому ряду, дано. Здесь синтез
обусловленного с его условием есть синтез одного лишь рассудка, который
представляет вещи, как они есть, не обращая внимания на то, можем ли мы и
каким образом прийти к знанию о них. Наоборот, когда я имею дело с
явлениями, которые, будучи только представлениями, вовсе не даны, если я не
прихожу к знанию о них (т. е. к ним самим, так как они сами суть только
эмпирические знания), то я не могу утверждать в вышеуказанном смысле, что
если дано обусловленное, то даны также и все условия (как явления) для
него, и, стало быть, не могу заключать к абсолютной целокупности их ряда. В
самом деле, явления при самом схватывании их суть не что иное, как
эмпирический синтез (в пространстве и времени), и, следовательно, даны
только в этом синтезе. Но оттого, что обусловленное (в явлении) дано, вовсе
еще не следует, будто тем самым дан и предполагается также синтез,
составляющий его эмпирическое условие; этот синтез имеет место только в
регрессе и никогда не существует без него. Но зато мы можем сказать в таком
случае, что регресс к условиям, т. с. непрерывный эмпирический синтез на
этой стороне, предложен или задан нам и что не может быть недостатка в
условиях, даваемых этим регрессом.
Отсюда ясно, что большая посылка космологического умозаключения берет
обусловленное в трансцендентальном значении чистой категории, а меньшая
посылка берет его в эмпирическом значении рассудочного понятия,
применяемого только к явлениям; следовательно, здесь мы сталкиваемся с тем
диалектическим обманом, который называется sophisma figurae dictionis. Но
это не преднамеренный обман, а совершенно есте ственное заблуждение
обыденного разума. В самом деле, вследствие этого заблуждения мы полагаем
(в большей посылке) условия и их ряд, не вникая, так сказать, в них, когда
нечто дано как обусловленное, так как это нечто ecть лишь логическое
требование принимать для данного вывода; и здесь мы не встречаем никакого
временного порядка в связи обусловленного со своим условием; мы
предполагаем, что они сами по себе даны одновременно.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249