Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Однако требование объяснить, каким образом предметы сами по
себе, природа вещей подчиняются принципу и должны определяться одними лишь
понятиями, представляется если не невозможным, то по крайней мере очень
нелепым. Как бы дело ни обстояло здесь в действительности (исследование
этого вопроса еще предстоит нам), во всяком случае отсюда ясно, что
познание из принципов (самих по себе) есть нечто совершенно иное, чем
познание чистого рассудка, которое, правда, также может предшествовать
другим знаниям в виде принципа, но само по себе (поскольку оно имеет
синтетический характер) не основывается на одном лишь мышлении и не
заключает в себе общего согласно понятиям.

Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством
правил, то разум есть способность создавать единство правил рассудка по
принципам. Следовательно, разум никогда не направлен прямо на опыт или на
какой-нибудь предмет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью
понятий a priori придать многообразным его знаниям единство, которое можно
назвать единством разума и которое совершенно иного рода, чем то единство,
которое может быть осуществлено рассудком.

Таково общее понятие о способности разума, насколько можно разъяснить его,
совершенно не прибегая к примерам (которые будут даны в дальнейшем).

В. О логическом применении разума

Обычно проводят различие между тем, что познается непосредственно, и тем,
что выводят лишь посредством умозаключения. То, что в фигуре, ограниченной
тремя прямыми линиями, имеется три угла, познается непосредственно; но то,
что сумма этих углов равна двум прямым, выведено лишь посредством
умозаключения. Так как мы постоянно нуждаемся в умозаключениях и потому
совершенно привыкли к ним, то в конце концов мы перестаем замечать это
различие и, как, например, в случае так называемого обмана чувств, считаем
непосредственно воспринятым то, что в действительности выведено лишь путем
умозаключения. В каждом умозаключении есть основное положение, затем
положение, вытекающее из него, т. е. вывод, и, наконец, заключение
(Consequenz), которое неизбежно связывает истинность вывода с истинностью
основного положения. Если выведенное суждение содержится в основном
положении таким образом, что может быть выведено из него без помощи
третьего представления, то заключение называется непосредственным
(consequentia immediata); я предпочел бы назвать его рассудочным
заключением. Если же кроме знания, положенного в основу, для получения
вывода необходимо еще другое суждение, то такое заключение называется
умозаключением. В суждении все люди смертны уже содержатся суждения
некоторые люди смертны, некоторые смертные суть люди, ничто не смертное не
есть человек, и потому все эти суждения суть непосредственные выводы из
первого положения. Положение же все ученые смертны не содержится в данном
положении (так как понятие ученый вовсе не входит в него) и может быть
выведено из него лишь с помощью посредствующего суждения.

Во всяком умозаключении я мыслю с помощью рассудка прежде всего правило
(major). Во-вторых, с помощью способности суждения я подвожу некоторое
знание под условие правила (minor). Наконец, разумом я a priori определяю
свое знание посредством предиката правила (conclusio). Отношение между
знанием и его условием, выражаемое большей посылкой как правилом,
определяет собой различные виды умозаключений. Следовательно, видов
умозаключений, как и видов суждений, может быть именно три, поскольку они
отличаются друг от друга по способу, каким они выражают отношение знания в
рассудке; эти виды суть категорические, гипотетические и разделительные
умозаключения.

Если, как это нередко случается, вывод задан как суждение, чтобы
посмотреть, не вытекает ли он из уже данных суждений, посредством которых
мыслится совершенно иной предмет, то я ищу в рассудке утверждение этого
вывода, а именно не находится ли оно в рассудке при определенных условиях
согласно общему правилу. Если я нахожу такое условие и если объект вывода
можно подвести под данное условие, то вывод вытекает из правила,
действительного также и для других предметов познания. Отсюда видно, что
при построении умозаключений разум стремится свести огромное многообразие
знаний рассудка к наименьшему числу принципов (общих условий) и таким
образом достигнуть высшего их единства.

С. О чистом применении разума

Можно ли изолировать разум, и если можно, то представляет ли он собой
самостоятельный источник понятий и суждений, которые возникают
исключительно из него и через которые он имеет отношение к предметам, или
же разум есть тол

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249