Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Таков естественный
путь, по которому идет всякий человеческий, даже самый обыденный, разум,
хотя не всякий удерживается на нем. Он начинает не с понятий, а с
обыденного опыта и, следовательно, полагает в основу нечто существующее. Но
эта почва ускользает у него из-под ног, если под ней нет твердой скалы
абсолютно необходимого. Однако это абсолютно необходимое само зыбко, если
вне него и под ним есть еще пустое пространство и если оно само не
заполняет собой всего, не оставляя уже никакого места для вопроса почему,
т. е. будучи бесконечным по своей реальности.

Если что-то, чем бы оно ни было, существует, то необходимо допустить также,
что нечто существует необходимо. В самом деле, случайное существует только
при наличии чего-то другого как своей причины, и об этом другом можно
сказать то же самое, пока мы не дойдем до какой-то причины, которая не
случайна и именно потому существует необходимо без всякого условия. Таков
аргумент, на котором разум обосновывает свое продвижение к первосущности.

Затем разум ищет понятие сущности, для которой подходило бы такое
превосходство в существовании, как безусловная необходимость; он ищет такое
понятие не для того, чтобы затем a priori заключить от него к его
существованию (ведь если бы он решился на это, то он вообще мог бы
заниматься исследованием одних лишь понятий и не чувствовал бы
необходимости полагать в основу какое-то данное существование), а для того,
чтобы из всех понятий возможных вещей найти то, в котором нет ничего
противоречащего абсолютной необходимости. Действительно, на основании
вышеприведенного вывода разум считает уже установленным, что должно
существовать нечто безусловно необходимое. И если он может отвергнуть все,
что не согласуется с этой необходимостью, кроме чего-то одного, то это одно
и есть безусловно необходимая сущность, все равно, понимаем ли мы
необходимость ее, т. е. можем ли мы вывести необходимость из одного лишь
понятия этой сущности, или нет.

То, понятие чего содержит в себе ответ на вопрос почему и что не имеет
изъяна ни в какой своей части и ни в каком отношении и служит достаточным
условием для всего, потому кажется сущностью, подходящей для абсолютной
необходимости, что оно, заключая в себе все условия для всего возможного,
само не нуждается ни в каком условии и, более того, не может иметь никакого
условия, следовательно, удовлетворяет понятию безусловной необходимости по
крайней мере в том отношении, в котором никакие другие понятия не могут
сравняться с ним, так как, будучи недостаточными и нуждаясь в дополнении,
они не выказывают такого признака независимости от всех дальнейших условий.
Правда, отсюда нельзя еще с уверенностью заключать, что все, что не
содержит в себе высшего и во всех отношениях полного условия, должно быть
поэтому обусловленным по своему существованию; но все же оно не имеет в
себе того единственного признака безусловного существования, который' дает
разуму возможность познать посредством априорного понятия какую-то сущность
как безусловную.

Следовательно, из всех понятий возможных вещей понятие сущности, обладающей
высшей реальностью, наиболее подходит к понятию безусловно необходимой
сущности, и, если даже оно не вполне удовлетворяет ему, все же у нас нет
выбора, и мы вынуждены придерживаться его, так как мы не можем игнорировать
существование необходимой сущности, а допуская его, нельзя найти ничего во
всей сфере возможного, что могло бы предъявлять более обоснованное
притязание на такое превосходство в существовании.

Таков, следовательно, естественный путь человеческого разума. Сначала он
убеждается в существовании какой-то необходимой сущности. В ней он признает
безусловное существование. Затем он ищет понятие того, что независимо от
каких бы то ни было условий, и находит его в том, что само служит
достаточным условием для всего остального, т. е. в том, что содержит в себе
всю реальность. Но безграничное все есть абсолютное единство, приводящее к
понятию единой, а именно высшей, сущности; так разум заключает, что высшая
сущность как первооснова всех вещей существует безусловно необходимо.

Этому понятию нельзя отказать в некоторой основательности, если речь идет о
решениях, а именно если мы уже признали существование какой-то необходимой
сущности и пришли к общему мнению, что необходимо решить, куда ее отнести;
действительно, в таком случае нельзя сделать более удачный выбор или,
вернее, выбора совсем нет, и мы вынуждены высказаться в пользу абсолютного
единства полной реальности как первоисточника возможности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249