Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Логики справедливо говорят, что при употреблении суждений в
умозаключениях единичные суждения можно ставить наравне с общими.
Действительно, именно потому, что у них нет никакого объема, предикат их не
может иметь отношение к одной части того, что подчинено понятию субъекта, а
из остальной быть исключен. Следовательно, предикат может приписываться
понятию субъекта без исключения, как если бы это понятие было общезначимым
понятием, всему объему которого приписывался бы предикат. Но если сравнить
единичное суждение с общезначимым только как знание по количеству, то оно
относится к нему как единица к бесконечности и, следовательно, само по себе
существенно отличается от него. Поэтому, если я оцениваю единичное суждение
Qudicium smgulare) не только по его внутренней значимости, но и как знание
вообще по его количеству в сравнении с другими знаниями, то оно, конечно,
отличается от общезначимых суждений (judicia communia) и заслуживает
особого места в полной таблице моментов мышления вообще (хотя, разумеется,
не в логике, сводящейся лишь к употреблению суждений в отношении друг
друга).

2 Точно так же в трансцендентальной логике следует еще отличать бесконечные
суждения от: утвердительных, хотя в общей логике они совершенно правильно
причисляются к утвердительным суждениям и не занимают особого места в
таблице. В самом деле, общая логика отвлекается от всякого содержания
предиката (если он даже чисто отрицательный) и обращает внимание только на
то, приписывается ли он субъекту или противополагается ему.
Трансцендентальная же логика рассматривает суждения и с точки зрения
ценности или содержания этого логического утверждения посредством чисто
отрицательного предиката и определяет, прибавляет ли оно что-нибудь ко всей
совокупности знания Если я говорю о душе, что она не смертна, то
отрицательным суждением я по крайней мере предотвращаю заблуждение Что же
касается суждения душа есть нечто несмертное, то по своей логической форме
оно действительно имеет утвердительный характер, потому что я включаю душу
в неограниченный объем несмертных существ. Но так как из всего объема
возможных существ смертное занимает одну часть, а несмертное- остальную, то
своим суждением я высказал лишь, что душа есть одна из бесконечного
множества вещей, остающихся в том случае, если устранить все смертное. Этим
бесконечная сфера всего возможного ограничивается в том отношении, что от
нее отделяется все смертное и в остальной ее объем включается душа Однако
эта часть объема и при таком изъятии все еще остается бесконечной, и из нее
можно устранить еще многие части, но понятие души от этого нисколько не
обогатится содержанием и не сделается утвердительно определенным. Итак, эти
суждения, бесконечные по своему логическому объему, в действительности
имеют только ограничительное значение по содержанию знания вообще, и потому
их нельзя обойти в трансцендентальной таблице всех моментов мышления в
суждениях, потому что исполняемая при этом функция рассудка окажется, быть
может, важной в области его чистого априорного знания.

3. Все отношения мышления в суждениях бывают следующих видов а) отношение
предиката к субъекту, b) отношение основания к следствию, с) отношение
разделенного знания и всех членов деления друг к другу. В первом виде
суждений рассматриваются только два понятия, во втором -два суждения, а в
третьем -многие суждения в отношении друг к другу. Гипотетическое суждение
если существует полная справедливость, то неисправимый злодей будет наказан
содержит в себе, собственно говоря, отношение двух положений, полная
справедливость существует и неисправимый злодей будет наказан Здесь не
решается вопрос, истинно ли каждое из этих положений само по себе. этим
суждением мыслится только следствие. Наконец, разделительное суждение
содержит отношение двух или больше посылок друг к другу, но не отношение
следования, а отношение логической противоположности, поскольку сфера
одного суждения исключает сферу другого, и в то же время отношение общения,
поскольку они все вместе заполняют сферу действительного знания.
Следовательно, разделительные суждения содержат отношение частей сферы
знания, так как сфера каждой части служит дополнением к сфере других частей
до всей совокупности разделенного знания, как, например, суждения мир
существует или благодаря слепому случаю, или благодаря внутренней
необходимости, или благодаря внешней причине Каждое из этих суждений
занимает часть сферы возможного знания о существовании мира вообще, а все
вместе -всю сферу [этого знания] Устранить знание из одной из этих сфер
-значит включить его в одну из остальных, наоборот, включить его в одну из
этих сфер - значит устранить его из остальных Следовательно, в
разделительном суждении существует некоторое общение знаний, состоящее в
том, что они исключают друг друга и таким образом в целом определяют
истинное знание, составляя все вместе все содержание одного данного знания
Это замечание я считаю необходимым ради дальнейшего [изложения].

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249