Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Правда,
совершенно ясно, что то, что я должен предполагать вообще для познания
объекта, я не могу познать даже как объект; ясно также, что определяющее Я
(мышление) отличается от определяемого Я (мыслящего субъекта), как познание
от предмета Тем не менее видимость, заставляющая нас принимать единство в
синтезе мыслей за воспринятое единство в субъекте этих мыслей, совершенно
естественна и в высшей степени соблазнительна. Ее можно было бы назвать
подменой гипостазированного сознания (apperceptionis substantiatae).

Обозначая терминами логики паралогизм в диалектических умозаключениях
рациональной психологии, поскольку они все же содержат в себе правильные
посылки, его можно принять за sophisma figurae dictionis, в котором большая
посылка применяет категорию к ее условиям только трансцендентально, а
меньшая посылка и вывод эмпирически применяют ту же категорию к душе,
подведенной под это условие. Так, например, понятие субстанции в
паралогизме, касающемся простоты [души], есть чистое интеллектуальное
понятие, которое без наличия чувственного созерцания имеет только
трансцендентальное применение, т. е. вообще не имеет применения. Между тем
в меньшей посылке то же самое понятие применено к предмету всякого
внутреннего опыта, прячем, однако, условие его применения in concrete, а
именно его постоянность, заранее не установлено и не положено в основу, и
потому оно получило эмпирическое применение, хотя в данном случае это и
недопустимо.

Наконец, чтобы показать систематическую связь всех этих диалектических
утверждении умствующей психологии согласно порядку, установленному чистым
разумом, стало быть, показать их во всей полноте, следует заметить, что
апперцепция проводится через все классы категории, но только применительно
к тем рассудочным понятиям, которые в каждом классе по отношению к другим
категориям лежат в основе единства возможного восприятия, каковы категории
субсистснции, реальности, единства (не множества) и существования; но
только здесь разум представляет их все как условия возможности мыслящей
сущности, которые сами необусловленны. Таким образом, душа сама по себе
познает

1. безусловное единстве отношения,


т. е. она познает самое себя не как [чему-то] присущая, а как обладающая
субсистенцией,


2. безусловное единство качества, т. с. она познает самое себя не как
реальное целое, а как нечто простое,


3. безусловное единство при множественности во временя, т. с. она познает
самое себя не как нечто численно различное в разное время, а как один и тот
же субъект,


4. безусловное единство существования в пространстве, т. с. она познает
самое себя не как сознание многих вещей вне се, а только как сознание
своего собственного существования, причем все другие вещи суть только се
представления.

Разум есть способность создавать принципы. Утверждения чистой психологии
содержат в себе не эмпирические предикаты о душе, а такие предикаты,
которые, если они имеются, должны определять предмет сам по себе,
независимо от опыта, стало быть, чистым разумом. Следовательно, они должны
были бы основываться, естественно, на принципах и общих понятиях о мыслящих
сущностях вообще. Вместо этого мы находим, что всеми ими управляет
единичное представление я есмь, которое именно потому, что оно
(неопределенно) выражает чистую формулу всего моего опыта, провозглашает
себя всеобщим положением, значимым для всех мыслящих сущностей, и, хотя оно
во всех отношениях есть единичное суждение, оно содержит в себе видимость
абсолютного единства условий мышления вообще ж потому распространяется за
пределы возможного опыта.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249