Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

В самом деле, Я как простое представление еще не дает ничего
многообразного; многообразное может быть дано только в отличном от Я
созерцании, и его можно мыслить в одном сознании благодаря связи. Рассудок,
в котором самосознанием было бы дано также и все многообразное, был бы
созерцающим рассудком; между тем наш рассудок может только мыслить, а
созерцания он должен получать из чувств. Итак, я сознаю свое тождественное
Я (Selbst) в отношении многообразного [содержания] представлении, данных
мне в созерцании, потому что я их все называю своими представлениями,
составляющими одно представление. Но это значит, что я a priori сознаю
необходимый синтез их, называемый первоначальным синтетическим единством
апперцепции, которой подчинены все данные мне представления, причем именно
синтез должен подчинять их ей.


17. Основоположение о синтетическом единстве апперцепции есть высший
принцип всякого применения рассудка

Высшее основоположение о возможности всякого созерцания в его отношении к
чувственности гласит в соответствии с трансцендентальной эстетикой, что все
многообразное в созерцаниях подчинено формальным условиям пространства и
времени. В отношении же к рассудку высшее основоположение о возможности
созерцания гласит, что все многообразное в них подчинено условиям
первоначально-синтетического единства апперцепции. Все многообразные
представления созерцания подчинены первому из этих основоположений,
поскольку они нам даны, и второму, поскольку они должны иметь возможность
быть связанными в одном сознании, так как без этой связи через них ничто
нельзя мыслить или познать, потому что в таком случае данные представления
не имели бы общего акта апперцепции я мыслю и в силу этого не связывались
бы в одном самосознании.

Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям. Знания заключаются в
определенном отношении данных представлений к объекту. Объект есть то, в
понятии чего объединено многообразное, охватываемое данным созерцанием. Но
всякое объединение представлений требует единства сознания в синтезе их.
Таким образом, единство сознания есть то, что составляет одно лишь
отношение представлений к предмету, стало быть, их объективную значимость,
следовательно, превращение их в знание; на этом единстве основывается сама
возможность рассудка.

Итак, основоположение о первоначальном синтетическом единстве апперцепции
есть первое чистое рассудочное познание, на нем основывается все дальнейшее
применение рассудка; оно вместе с тем совершенно не зависит ни от каких
условий чувственного созерцания. Так, пространство, чистая форма внешнего
чувственного созерцания, вовсе еще не есть знание; оно a priori доставляет
только многообразное в созерцании для возможного знания. А для того чтобы
познать что-то в пространстве, например линию, я должен провести ее, стало
быть, синтетически осуществить определенную связь данного многообразного,
так что единство этого действия есть вместе с тем единство сознания (в
понятии линии), и только благодаря этому познается объект (определенное
пространство). Синтетическое единство сознания есть, следовательно,
объективное условие всякого познания; не только я сам нуждаюсь в нем для
познания объекта, но и всякое созерцание, для того чтобы стать для меня
объектом, должно подчиняться этому условию, так как иным путем и без этого
синтеза многообразное не объединилось бы в одном сознании.

Это последнее положение, как сказано, само имеет аналитический характер,
хотя оно и делает синтетическое единство условием всякого мышления; в самом
деле, в нем речь идет лишь о том, что все мои представления в любом данном
созерцании должны быть подчинены условию, лишь при котором я могу
причислять их как свои представления к тождественному Я и потому могу
объединять их посредством общего выражения я мыслю как синтетически
связанные в одной апперцепции.

Однако это основоположение есть принцип не для всякого вообще возможного
рассудка, а только для того рассудка, благодаря чистой апперцепции которого
в представлении я существую еще не дано ничего многообразного. Рассудок,
благодаря самосознанию которого было бы также дано многообразное в
созерцании, рассудок, благодаря представлению которого существовали бы
также объекты этого представления, не нуждался бы в особом акте синтеза
многообразного для единства сознания, между тем как человеческий рассудок,
который только мыслит, но не созерцает, нуждается в этом акте. Но для
человеческого рассудка этот принцип неизбежно есть первое основоположение,
так что человеческий рассудок не может даже составить себе ни малейшего
понятия о каком-либо другом возможном рассудке, который сам созерцал бы или
хотя и обладал бы чувственным созерцанием, но иного рода, чем созерцания,
лежащие в основе пространства и времени.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249