Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Такие
основоположения встречаются в математике, но применение их к опыту, стало
быть объективная значимость их и даже возможность такого априорного
синтетического знания (дедукция его), опирается опять-таки на чистый
рассудок.

Поэтому я не буду в своей системе основоположений перечислять
основоположения математики, но в эту систему, конечно, войдут те
основоположения, на которых a priori зиждутся возможность и объективная
значимость математических основоположений и которые поэтому должны
рассматриваться как принципы их, так как направляются от понятий к
созерцаниям, а не от созерцаний к понятиям.

В приложении чистых рассудочных понятий к возможному опыту применение их
синтеза бывает или математическим, или динамическим, так как он относится,
с одной стороны, только к созерцаниям, с другой стороны, к существованию
явления вообще. Но априорные условия созерцания совершенно необходимы в
отношении возможного опыта, тогда как условия существования объектов
возможного эмпирического созерцания сами по себе лишь случайны. Поэтому
принципы математического применения имеют безусловно необходимый, т. е.
аподиктический, характер, а принципы динамического применения хотя также
имеют характер априорной необходимости, однако лишь при условии
эмпирического мышления в опыте, стало быть, только опосредствованно и
косвенно; поэтому они не обладают той непосредственной очевидностью (хотя
это и не вредит их достоверности, касающейся всякого опыта), которая
присуща основоположениям математического применения. Впрочем, эти вопросы
лучше обсудить в конце этой системы основоположений.

Таблица категорий дает нам совершенно естественное руководство для
составления таблицы основоположений, так как они суть не что иное, как
правила объективного применения категорий. Соответственно этому все
основоположения чистого рассудка суть


1 аксиомы

созерцания


2 антиципации

восприятия


3 аналогии

опыта


4 постулаты

эмпирического мышления вообще

Эти названия избраны мной с таким расчетом, чтобы не остались незамеченными
различия в очевидности и применении этих основоположений. Вскоре, однако,
обнаружится, что в отношении очевидности и априорного определения явлений
согласно категориям количества и качества (если обратить внимание только на
форму их) основоположения этих двух категорий в значительной мере
отличаются от основоположений двух остальных категорий тем, что, хотя и те
и другие могут быть вполне достоверны, первые обладают созерцательной, а
вторые- только дискурсивной достоверностью. Поэтому я буду называть первые
основоположения математическими, а вторые- динамическими. Не трудно
заметить, что я имею здесь в виду не основоположения математики в первом
случае и не основоположения общей (физической) динамики во втором случае, а
только основоположения чистого рассудка в отношении к внутреннему чувству
(без различия данных в нем представлений), благодаря которым возникает
возможность всех вышеупомянутых основоположений. Следовательно, я дал им
названия не столько по их содержанию, сколько по их применению. А теперь я
перехожу к рассмотрению их в том порядке, как они представлены в таблице.

1. Аксиомы созерцания

Принцип их таков: все созерцания суть экстенсивные величины.

Доказательство

Все явления по своей форме содержат некоторое созерцание в пространстве и
времени, a priori лежащее в основе их всех. Поэтому они могут быть
схвачены, т. е. восприняты в эмпирическое сознание, не иначе как
посредством синтеза многообразного, который создает представления об
определенном пространстве или времени, т. е. посредством сложения
однородного и осознания синтетического единства этого многообразного
(однородного). Но осознание многообразного однородного в созерцании вообще,
поскольку лишь посредством него становится возможным представление об
объекте, есть понятие величины (quanti). Следовательно, даже восприятие
объекта как явления возможно липы" посредством того именно синтетического
единства многообразного [содержания] данного чувственного созерцания,
посредством которого мыслится единство сложения многообразного однородного
в понятии величины; иными словами, все явления суть величины, и притом
экстенсивные величины, потому что как созерцания в пространстве или времени
они должны быть представляемы посредством того синтеза, которым
определяются пространство и время вообще.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249