Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Действительно, единственной ареной борьбы могла бы быть для него чистая
теология и чистая психология; но эта почва не удерживает ни одного ратника
в полной амуниции и с оружием, которого следовало бы бояться. Он может
выступать только с насмешками и хвастовством, которые можно осмеять как
детскую забаву. Это утешительное наблюдение вновь дает мужество разуму;
иначе на что же он мог бы полагаться, если бы, призванный один устранять
все заблуждения, он сам в себе был раздвоен, не имея надежды на мир и
спокойное обладание [истиной]?

Все устроенное самой природой пригодно для какой-нибудь цели. Даже яды
служат для того, чтобы преодолевать другие яды, зарождающиеся в самих соках
нашего тела, и потому должны находиться в полной коллекции лекарственных
средств (в аптеке). Возражения против уверенности и самомнения нашего чисто
спекулятивного разума даны самой природой этого разума и, следовательно,
должны иметь полезное назначение и цель, которой не следует пренебрегать.
Почему некоторые предметы, хотя и связанные с нашими высшими интересами,
поставлены провидением столь высоко, что нам дозволено только находить их в
неясном восприятии, вызывающем в нас самих сомнения, отчего исследующий
взор не столько удовлетворяется, сколько раздражается? Полезно ли
отваживаться на дерзкие определения, - при такой перспективе это по меньшей
мере сомнительно, быть может, даже вредно. Но всегда и без всякого сомнения
полезно предоставить пытливому и испытующему разуму полную свободу, дабы он
беспрепятственно мог обеспечивать свои интересы, чему способствует и то,
что он ограничивает свои познания, и то, что он расширяет их, между тем как
интересы его всякий раз страдают, когда вмешивается чужая рука, чтобы
свернуть его с естественного для него пути к навязанным ему целям.

Поэтому предоставьте вашему противнику говорить только разумное и побивайте
его только оружием разума. Что же касается добра (практического интереса),
не беспокойтесь о нем, так как в чисто спекулятивном споре оно вовсе не
замешано. Тогда спор обнаружит лишь некоторую антиномию разума, которая,
коренясь в его природе, необходимо должна быть выслушана и исследована.
Спор развивает антиномию, рассматривая ее предмет с двух сторон и исправляя
ее суждение тем, что ограничивает это суждение. Спорным оказывается здесь
не предмет, а тон. Действительно, на вашу долю остается еще достаточно,
чтобы говорить языком твердой веры, оправдываемым перед самым строгим
разумом, хотя вам и приходится покинуть язык знания.

Если бы спросить хладнокровного, как бы созданного для уравновешенных
суждений Давида Юма: что побудило вас подорвать старательно подобранными
сомнениями столь утешительное и полезное для человека убеждение в том, что
у его разума достаточно проницательности для обоснования и определенного
понимания высшей сущности? -то он ответил бы: ничего, кроме намерения
продвинуть разум в его самопознании и кроме некоторого недовольства
насилием, производимым над разумом, когда им хвастаются и вместе с тем
мешают ему искренне признать свои слабости, открывающиеся ему при проверке
самого себя. Но задайте вопрос Пристли, преданному одним только принципам
эмпирического применения разума и питающему отвращение ко всякой
трансцендентальной спекуляции, что его побудило подрывать свободу и
бессмертие нашей души (надежда на загробную жизнь есть у него лишь ожидание
чуда воскресения), эти основы всякой религии, и он, сам будучи
благочестивым и ревностным проповедником религии, сошлется лишь на интерес
разума, которому мы наносим ущерб, если хотим изъять некоторые предметы из
сферы законов материальной природы, единственной, которую мы можем точно
познать и определить. Было бы, по-видимому, несправедливо поносить этого
мыслителя, умевшего соединить свое парадоксальное утверждение с целями
религии, и оскорблять благонамеренного человека за то, что он не может
ориентироваться, как только покидает область естествознания. Но такое же
благосклонное отношение должно выпасть также и на долю не менее
благомыслящего и по всему нравственному характеру безупречного Юма, который
не может отказаться от своих отвлеченных спекуляций, так как он совершенно
правильно полагает, что предмет их находится вне пределов естествознания, в
сфере чистых идей.

Что же нужно сделать здесь, в особенности в виду опасности, которая, как
кажется, грозит общему благу? Нет. более естественного и более
справедливого решения, чем то, какое вам предстоит сделать по этому
вопросу. Предоставьте этим людям делать свое дело; если они обнаружат
талант, если они произведут глубокие и новые исследования, одним словом,
если только они будут говорить разумное, то разум от этого всегда выиграет.
Если же вы хватаетесь за другие средства, кроме средств непринужденного
разума, если вы кричите о государственной измене, если вы созываете, как
будто для тушения пожара, простых людей, ничего не понимающих в столь
тонких вопросах, - то вы ставите себя в смешное положение.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249