Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума




ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

Дедукция категорий связана с таким множеством трудностей, она заставляет
так глубоко проникать в первые основания возможности нашего знания вообще,
что я, желая избежать обстоятельности законченной теории и в то же время
ничего не упустить из виду в таком важном исследовании, счел более полезным
в последующих четырех параграфах скорее лишь подготовить читателей, чем
научить чему-то; систематическое же исследование этих элементов рассудка
будет дано лишь в третьем разделе [этой главы]. Поэтому пусть читатель не
пугается пока неясностей, первоначально неизбежных на еще совершенно не
проторенном пути; я надеюсь, что в указанном разделе они будут полностью
устранены.


1. О СИНТЕЗЕ СХВАТЫВАНИЯ В СОЗЕРЦАНИИ

Откуда бы ни происходили наши представления, порождаются ли они влиянием
внешних вещей или внутренними причинами, возникают ли они a priori или
эмпирически как явления-все равно они как модификации души принадлежат к
внутреннему чувству и как таковые все наши знания в конце концов подчинены
формальному условию внутреннего чувства, а именно времени, в котором все
они должны быть упорядочены, связаны и соотнесены. Это общее замечание
обязательно должно быть положено в основу при дальнейшем изложении.

Всякое созерцание содержит в себе нечто многообразное, которое, однако, не
представлялось бы как таковое, если бы душа не различала времени в
следовании впечатлений друг за другом; в самом деле, как содержащееся в
одном мгновении, всякое представление может быть только абсолютным
единством. Чтобы из этого многообразного получилось единство созерцания
(как, например, в представлении о пространстве), необходимо, во-первых,
обозреть многообразие и, во-вторых, собрать его вместе; этот акт я называю
синтезом схватывания, так как он направлен прямо на созерцание, которое,
правда, представляет нам многообразное, но без помощи синтеза никогда не
может вызвать многообразное, как таковое, и притом содержащееся в одном
представлении.

Этот синтез схватывания должен совершаться также a priori, т. е. в
отношении неэмпирических представлений. В самом деле, без него мы бы не
могли иметь a priori ни представления о пространстве, ни представления о
времени, так как они могут быть произведены только посредством синтеза
многообразного, которое дается чувственностью в ее первоначальной
восприимчивости. Следовательно, мы имеем чистый синтез схватывания.


2. О СИНТЕЗЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В ВООБРАЖЕНИИ

Представления, часто следовавшие друг за другом или сопутствовавшие друг
другу, в конце концов ассоциируются и тем самым вступают в такую связь, что
даже и в отсутствие предмета одно из этих представлений совершает в душе
переход к другому представлению согласно постоянному правилу. Все это,
правда, происходит на основе эмпирического закона, однако этот закон
воспроизведения предполагает, что сами явления действительно подчинены
такому правилу и что в многообразном [содержании] их представлений имеются
сообразные некоторым правилам одновременность и последовательность; без
этого наше эмпирическое воображение не получала бы ничего для деятельности,
сообразной с его способностью, и, следовательно, оставалось бы скрытым в
глубине души как мертвая и неизвестная нам самим способность. Если бы
киноварь была то красной, то черной, то легкой, то тяжелой, если бы человек
принимал образ то одного, то другого животного, если бы в самый длинный
день в году земля бывала покрыта то плодами, то льдом и снегом, тогда мое
эмпирическое воображение не имело бы даже и повода мысленно воспроизводить
при представлении о красном цвете тяжелую киноварь; точно так же если бы
определенное слово обозначало то одну, то другую вещь или если бы одна и та
же вещь называлась то так, то иначе, без всякого правила, которому бы
подчинялись явления, то не мог бы иметь место эмпирический синтез
воспроизведения.

Следовательно, должно существовать нечто такое, что делает возможным само
это воспроизведение явлений, т. е. служит априорным основанием необходимого
синтетического единства их. Мы тотчас же согласимся с этим, если вспомним,
что явления суть не вещи сами по себе, а лишь игра наших представлений,
которые в конце концов сводятся к определениям внутреннего чувства. Если,
далее, мы можем доказать, что даже наши чистейшие априорные созерцания
доставляют знание только тогда, когда содержат такую связь многообразного,
которая делает возможным полный синтез воспроизведения, то отсюда следует,
что и этот синтез воображения основывается до всякого опыта на априорных
принципах и что мы должны допустить существование чистого
трансцендентального синтеза воображения, который лежит в основе самой
возможности всякого опыта (так как опыт необходимо предполагает
воспроизводимость явлений).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249