Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Возможен ли вообще ответ на этот вопрос, будет
видно из дальнейшего изложения.
Во-вторых, реальность в пространстве, т. е. материя, есть нечто
обусловленное: внутренним условием его служат его части, а части его частей
суть более отдаленные условия его, так что здесь имеет место регрессивный
синтез, и разум требует его абсолютной целокупности, которая может быть
достигнута не иначе как законченным делением, отчего реальность материи или
совершенно исчезает, или превращается в нечто такое, что уже не есть
материя, а именно в [нечто] простое. Следовательно, здесь также есть
некоторый ряд условий и восхождение к безусловному.
В-третьих, что касается категорий реального отношения между явлениями, то
категория субстанции и ее акциденций не подходит для того, чтобы быть
трансцендентальной идеей, иными словами, разум не имеет в отношении ее
никакого основания нисходить к условиям, так как акциденции (поскольку они
присущи одной и той же субстанции) координированы друг с другом и не
составляют ряда. Но в отношении субстанции они, собственно, не подчинены, а
представляют собой способ ее существования. Идеей трансцендентального
разума здесь могло бы казаться еще понятие субстанциального. Но так как оно
означает лишь понятие о самостоятельно существующем предмете вообще,
поскольку в нем мыслят лишь трансцендентальный субъект без всякого
предиката, а здесь идет речь только о безусловном в ряду явлений, то ясно,
что субстанциальное не может быть членом такого ряда. То же замечание
относится и к находящимся в общении субстанциям, образующим простые
агрегаты и не имеющим никакого показателя ряда, так как они не подчинены
друг другу как условия своей возможности, что можно утверждать о
пространствах, границы которых всегда определяются не сами по себе, а
другим пространством. Таким образом, остается только категория причинности,
дающая для данного действия тот или иной ряд причин, в котором можно
восходить от действия как обусловленного к причинам как условиям и дать
ответ на поставленный разумом опрос.
В-четвертых, понятия возможного, действительного и необходимого не приводят
ни к какому ряду, за исключением лишь того, что случайное в существовании
должно рассматриваться как обусловленное и по некоторому правилу рассудка
указывает на условие, при котором необходимо указать на более отдаленное
условие, пока разум не встретит безусловной необходимости только в
целокупности этого ряда.

Итак, существует не более четырех космологических идей в соответствии с
четырьмя разрядами категорий, если выделить те из них, которые необходимо
ведут к некоторому ряду в синтезе многообразного

1. Абсолютная полнота сложения данного целого всех явлений.

2. Абсолютная полнота деления данного целого в явлении.

3. Абсолютная полнота возникновения явления вообще.

4. Абсолютная полнота зависимости существования изменчивого в явлении.

Здесь следует, во-первых, заметить, что идея абсолютной целокупности
касается только показа явлении, а вовсе не чистого рассудочного понятия о
совокупности вещей вообще. Следовательно, явления будут здесь
рассматриваться как данные, и разум требует абсолютной полноты условия
возможности их, поскольку эти условия образуют ряд, стало быть, он требует
безусловно (т. с. во всех отношениях) полного синтеза, посредством которого
явление могло бы быть показано согласно законам рассудка.

Во-вторых, в этом синтезе условий, образующем регрессивный ряд, разум,
собственно, ищет только безусловное; он ищет как бы полноту в ряду посылок,
которые, взятые вместе, не предполагают уже другого ряда. Это безусловное
содержится всегда в абсолютной целокупности ряда, представляемой в
воображении. Но этот безусловно необходимый синтез опять-таки есть только
идея, так как нельзя знать, по крайней мере заранее, возможен ли такой
синтез в сфере явлений. Если все представлять себе посредством одних только
чистых рассудочных понятий без наличия чувственного созерцания, то можно
прямо сказать, что для данного обусловленного дан также и весь ряд
подчиненных друг другу условий, так как обусловленное дано не иначе как
через посредство этого ряда. Но в сфере явлений имеется особое ограничение
способа, каким могут быть даны условия, а именно они даются посредством
последовательного синтеза многообразного [содержания] созерцания, который
должен быть полным в регрессивном направлении. Возможна ли эта полнота в
чувственной форме-это еще вопрос. Но во всяком случае идея этой полноты
заложена уже в разуме независимо от возможности или невозможности сочетать
эмпирические понятия адекватно ей. Следовательно, так как в абсол

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249