Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

В самом деле,
как явления они составляют предмет, находящийся только в нас, так как
модификация нашей чувственности не может быть вне нас. Само представление,
что все эти явления и, стало быть, все предметы, которыми мы можем
заниматься, во всей своей совокупности находятся во мне, т. е. суть
определения моего тождественного Я, выражает необходимость всестороннего
единства их в одной и той же апперцепции. Но в этом единстве возможного
сознания состоит также форма всякого познания предметов (форма, посредством
которой многообразное мыслится как принадлежащее к одному объекту).
Следовательно, способ, каким многообразное [содержание] чувственного
представления (созерцания) относится к одному сознанию, предшествует
всякому знанию о предмете как интеллектуальная форма его и даже составляет
формальное априорное знание о всех предметах вообще, поскольку они мыслятся
(категории). Синтез их посредством чистой способности воображения, единство
всех представлений по отношению к первоначальной апперцепции предшествуют
всякому эмпирическому познанию. Следовательно, чистые рассудочные понятия
возможны a priori и даже по отношению к опыту необходимы только потому, что
наше знание имеет дело лишь с явлениями, возможность которых заключается в
нас самих и связь и единство которых (в представлении о предмете) имеются
только в нас, стало быть, должны предшествовать всякому опыту и впервые
делать его возможным, если иметь в виду его форму. На этом единственно
возможном основании и была построена наша дедукция категорий.


II. ОБ ОСНОВАНИИ РАЗЛИЧЕНИЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ ВООБЩЕ НА PHAENOMENA И NOUMENA

Явления, поскольку они мыслятся как предметы на основе единства категорий,
называются phaenomena. Но если я допускаю вещи лишь как предметы рассудка,
которые тем не менее как таковые могут быть даны в качестве предметов
созерцания, хотя и не чувственного (следовательно, coram intuitu
intellectuali), то такие вещи можно называть noumena (intelligibilia).

Следует иметь в виду, что понятие о явлениях, ограниченное
трансцендентальной эстетикой, само собой приводит к признанию объективной
реальности ноуменов и дает право делить предметы на phaenomena и noumena, а
следовательно, и мир -на чувственно воспринимаемый и умопостигаемый (mundus
sensibilis et intelligibilis), притом так, чтo: различие здесь касается не
только логической формы неотчетливого или отчетливого познания одной и той
же вещи, но и неодинакового способа, каким эти два мира могут первоначально
быть даны нашему познанию, вследствие чего они сами по себе, по существу
своему отличаются друг от друга. В самом деле, если чувства представляют
нам нечто только так, как оно является, то это нечто все же должно и само
по себе быть вещью и предметом нечувственного созерцания, т е. рассудка;
иными словами, должно быть возможно такое познание, в котором нет никакой
чувственности и которое обладает лишь безусловно объективной реальностью.
Посредством такого рода познания предметы представляются как они есть,
между тем как в эмпирическом применении нашего рассудка вещи познаются
только так, как они являются. Следовательно, кроме эмпирического применения
категорий (которое ограничено условиями чувственности) существовало бы еще
чистое и тем не менее обладающее объективной значимостью применение их, и
мы не могли бы утверждать, как мы это делали выше, что наши чистые
рассудочные познания суть лишь принципы объяснения явлений, и эти принципы
даже при их априорном применении простираются не дальше формальной
возможности опыта. В самом деле, здесь перед нами открылась бы совершенно
иная область, как бы целый мир, мыслимый в самом духе (быть может, даже
созерцаемый), который мог бы стать не менее и, пожалуй, даже более
благородным предметом нашего рассудка.

Все наши представления рассудок действительно относит к какому-нибудь
объекту, и так как явления суть не что иное, как представления, то рассудок
относит их к некоторому нечто как предмету чувственного созерцания. Но это
нечто есть в таком смысле лишь трансцендентальный объект Он обозначает лишь
нечто =х, о котором мы ничего не знаем и вообще ничего знать не можем (по
теперешнему устройству нашего рассудка). Это нечто может служить лишь
коррелятом единства апперцепции для [достижения] единства многообразного в
чувственном созерцании, того единства, посредством которого рассудок
объединяет многообразное в понятие предмета. Этот трансцендентальный объект
нельзя обособить от чувственных данных, ибо в таком случае не осталось бы
чего-либо, посредством чего можно было бы мыслить его. Следовательно, этот
объект вовсе не предмет познания сам по себе, а только представление о
явлениях в виде понятия о предмете вообще, определяемом посредством
многообразного в явлении.

Именно поэтому категории не представляют никакого особого объекта, данного
исключительно рассудку, а служат только для определения трансцендентального
объекта (понятия о чем-то вообще) посредством того, что дается в
чувственности, дабы эмпирически познать явления при помощи понятий о
предметах.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249