Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Экстенсивной я называю всякую величину, в которой представление о целом
делается возможным благодаря представлению о частях (которое поэтому
необходимо предшествует представлению о целом) Я могу себе представить
линию, как бы мала она ни была, только проводя ее мысленно, т. е. производя
последовательно все [ее] части, начиная с определенной точки, и лишь
благодаря этому создавая ее образ в созерцании. То же самое относится и ко
всякой, даже малейшей, части времени. Я мыслю в нем лишь последовательный
переход от одного мгновения к другому, причем посредством всех частей
времени и присоединения их друг к другу возникает наконец определенная
величина времени Так как чистое созерцание во всех явлениях есть или
пространство, или время, то всякое явление как созерцание есть экстенсивная
величина, ибо оно может быть познано только посредством последовательного
синтеза (от части к части) в схватывании. Уже поэтому все явления
созерцаются как агрегаты (множества заранее данных частей), что, однако,
имеет место не для всякого рода величин, а только для тех, которые
представляются и схватываются нами как экстенсивные.

На этом последовательном синтезе продуктивного воображения при создании
фигур основывается математика протяженности (геометрия) с ее аксиомами, a
priori выражающими условия чувственного созерцания, при которых только и
может осуществляться схема чистого понятия внешнего явления, [таковы],
например, [условия], что между двумя точками возможна только одна прямая
линия, что две прямые линии не замыкают пространства, и т. п. Это аксиомы,
имеющие отношение, собственно, только к величинам (quanta), как таковым.

Что же касается количества (quantitas), т. е. ответа на вопрос, как велико
что-то, то для этого нет аксиом в точном смысле слова, хотя некоторые из
положений этого рода имеют синтетический характер и достоверны
непосредственно (mdemonstrabilia). В самом деле, положения, согласно
которым одинаковые величины, прибавленные к равным величинам или вычтенные
из них, дают одинаковые величины, суть аналитические положения, так как я в
них непосредственно сознаю тождество создания одного количества с созданием
другого, между тем как аксиомы должны быть априорными синтетическими
положениями. Очевидные же положения об отношении между числами имеют,
правда, синтетический характер, но не общий, как положения геометрии, и
именно поэтому их нельзя считать аксиомами, их могут назвать числовыми
формулами. Положение 7+5= 12 не аналитическое, так как ни в представлении о
7, ни в представлении о 5, ни в представлении о сложении обоих чисел не
мыслится число 12 (то, что при складывании обоих чисел я должен мыслить
число 12, здесь нас не касается, так как при аналитических суждениях вопрос
состоит лишь в том, действительно ли я мыслю предикат в представлении о
субъекте). Но хотя это положение и синтетическое, оно в то же время
единичное. Поскольку в нем обращается внимание только на синтез однородного
(единиц), этот синтез может произойти здесь лишь одним -единственным путем,
хотя применение этих чисел уже имеет общий характер. Когда я говорю, что
посредством трех линий, из которых две, вместе взятые, больше третьей,
можно начертить треугольник, то здесь я имею дело с одной только функцией
продуктивного воображения, которая может проводить большие или меньшие
линии, а также соединять их под всевозможными углами. Число же 7 возможно
лишь одним-единственным способом, и точно так же число 12, производимое
посредством синтеза 7 и 5. Вот почему подобные положения следует называть
не аксиомами (в противном случае было бы бесчисленное количество аксиом), а
числовыми формулами.

Указанное нами трансцендентальное основоположение математики явлений
чрезвычайно расширяет сферу нашего априорного знания. Именно благодаря
этому основоположению чистая математика со всей ее точностью становится
приложимой к предметам опыта, тогда как без него это не было бы ясно само
собой и, более того, вызывало бы много противоречий. Явления не есть вещи
сами по себе. Эмпирическое созерцание возможно только посредством чистого
созерцания (пространства и времени); поэтому все, что геометрия говорит о
чистом созерцании, безусловно приложимо и к эмпирическому созерцанию, и все
увертки, будто предметы чувств могут не сообразоваться с правилами
построения в пространстве (например, с бесконечной делимостью линий или
углов), должны отпасть, так как тем самым мы бы отрицали объективную
значимость пространства и вместе с ним всей математики и утратили знание о
том, почему и насколько математика приложима к явлениям. Синтез пространств
и времен как существенных форм всякого созерцания есть то, что дает
возможность также схватывать явление, следовательно, делает возможным
всякий внешний опыт, а потому и всякое знание о предметах его, и все, что
математика в ее чистом применении доказывает об этом синтезе, не может быть
неправильно и в отношении этого знания о предметах.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249