Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Хотя в аналитике мы уже с достаточной полнотой
ответили на эти вопросы, все же краткий обзор ее результатов может укрепить
наше убеждение, соединяя все моменты аналитики в одном пункте.

Мы видели, что все, что рассудок черпает из самого себя без заимствований
из опыта, имеется, однако, у него не для какой иной цели, кроме применения
в опыте. Основоположения чистого рассудка, и a priori конститутивные
(каковы математические основоположения), и чисто регулятивные (каковы
динамические основоположения), содержат в себе только как бы чистую схему
для возможного опыта; в самом деле, опыт получает единство только от того
синтетического единства, которое рассудок первоначально и самопроизвольно
сообщает синтезу воображения в отношении к апперцепции и с которым явления
как данные для возможного знания должны уже a priori находиться в связи и
согласии. Однако, хотя эти правила рассудка не только истинны a priori, но
и заключают в себе источник всякой истины, т. е. в соответствии наших
знаний объектам, благодаря чему они содержат в себе основание возможности
опыта как совокупности всего знания, в котором объекты могут быть нам даны,
тем не менее нам кажется недостаточным услышать только то, что истинно,
-нам надо услышать и то, что мы стремимся узнать. Поэтому если с помощью
такого критического исследования мы узнаем не более того, что мы узнали бы
и так, без утонченных изысканий, путем одного лишь эмпирического применения
рассудка, то нам кажется, что выводы, извлекаемые из этого исследования, не
окупают затраченных сил. Правда, на это можно ответить, что ничто так не
вредит расширению наших знаний, как нескромное желание знать приносимую ими
пользу еще до исследования и даже до того, как можно себе составить хоть
какое-нибудь понятие об этой пользе, если бы даже она стояла у нас перед
глазами. Есть, впрочем, одна полезная сторона таких трансцендентальных
исследований, которая даже самому тупому и неповоротливому ученику может
стать понятной и важной. Она состоит в следующем: рассудок, занятый липа
своим эмпирическим применением и не размышляющий об источниках своего
собственного знания, может, правда, делать большие успехи, но одного он не
в состоянии выполнить, а именно определить самому себе границы своего
применения и узнать, что находится внутри или вне всей его сферы, так как
для этого [знания] требуются именно такие глубокие исследования, как наши.
Но если он не может различить, входят ли те или иные вопросы в его кругозор
или нет, то он никогда не может быть уверенным в своих правах и в своем
достоянии и должен всякий раз ожидать смущающих его наставлений, когда он
(неизбежно) выходит за пределы своей области и запутывается в иллюзиях и
заблуждениях.

Итак, утверждение, что рассудок может все свои априорные основоположения и
даже понятия применять только эмпирически и никогда не трансцендентально,
может привести к важным выводам, если оно твердо усвоено.
Трансцендентальное применение понятия в любом основоположении относится к
вещам вообще и самим по себе, а эмпирическое -только к явлениям, т. е. к
предметам возможного опыта. Что всегда возможно только эмпирическое
применение понятий- это видно из следующего. Для всякого понятия требуется,
во-первых, логическая форма понятия (мышления) вообще и, во-вторых,
возможность дать ему предмет, к которому оно относилось бы. Без предмета
оно не имеет никакого смысла и совершенно лишено содержания, хотя и может
заключать в себе логическую функцию образования понятия из случайных
данных. Но предмет может быть дан понятию не иначе как в созерцании, и,
хотя чистое созерцание возможно a priori до предмета, тем не менее и оно
может получить свой предмет, стало быть, объективную значимость только
посредством эмпирического созерцания, составляя лишь его форму. Таким
образом, все понятия и вместе с ними все основоположения, хотя бы они и
были вполне возможны a priori, тем не менее относятся к эмпирическим
созерцаниям, т. е. к данным для возможного опыта. Без этого [условия] они
не имеют никакой объективной значимости и суть лишь игра воображения или
рассудка своими представлениями. В качестве примера возьмем лишь понятия
математики, и прежде всего в ее чистых созерцаниях: пространство имеет три
измерения, между двумя точками можно провести только одну прямую линию и т.
п. Хотя все эти основоположения и представление о предмете, которым
занимается эта наука, порождаются в душе совершенно a priori, тем не менее
они не имели бы никакого смысла, если бы мы не могли каждый раз показать их
значение на явлениях (эмпирических предметах). Вот почему необходимо
сделать чувственным (sinnlich) всякое абстрактное понятие, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249