Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

С другой стороны, то же слово иногда
употребляется, чтобы показать, что нечто действительно во всех отношениях
(неограниченно, как, например, абсолютное господство), и в этом смысле
выражение абсолютно возможный обозначало бы то, что возможно со всех точек
зрения и во всех отношениях; а это наибольшее из того, что можно сказать о
возможности вещи. Иногда, правда, оба эти значения совпадают. Так,
например, то, что внутренне невозможно, невозможно также и во всех
отношениях, стало быть, абсолютно невозможно. Но в большинстве случаев эти
два значения бесконечно далеки друг от друга, и из того, что нечто само по
себе возможно, я никоим образом не могу заключать, будто оно тем самым
возможно также во всех отношениях, стало быть, абсолютно возможно. Более
того, в дальнейшем я покажу, что абсолютная необходимость отнюдь не во всех
случаях зависит от внутренней необходимости и, следовательно, не должна
рассматриваться как равнозначная ей. Правда, если противоположность чего-то
внутренне невозможна, то эта противоположность невозможна также во всех
отношениях, стало быть, само это нечто абсолютно необходимо; но я не могу
заключать обратное, будто противоположность того, что абсолютно необходимо,
внутренне невозможна, т. е. будто абсолютная необходимость вещей есть
внутренняя необходимость. В самом деле, эта внутренняя необходимость в
определенных случаях есть не более как пустое слово, с которым нельзя
связать никакое понятие, в то время как понятие необходимости вещи во всех
отношениях (в отношении ко всему возможному) заключает в себе совершенно
особые определения. Так как утрата понятия, имеющего широкое применение в
спекулятивной философии, никогда не может быть безразличной для философов,
то я надеюсь, что они не отнесутся равнодушно также и к определению и
тщательному сохранению термина, с которым связано такое понятие.

Итак, я буду пользоваться словом абсолютный в этом более широком значении и
буду противополагать его тому, что действительно лишь в некоторой степени
или в особых случаях; в самом деле, последнее значение ограничено
условиями, тогда как первое действительно без всяких ограничений.

Трансцендентальное понятие разума всегда относится только к абсолютной
целокупности в синтезе условий и заканчивается не иначе как в абсолютно
безусловном, т. е. безусловном во всех отношениях. В самом деле, чистый
разум все предоставляет рассудку, который имеет прямое отношение к
предметам созерцания или, вернее, к их синтезу в воображении. Чистый разум
сохраняет за собой одну лишь абсолютную целокупность в применении
рассудочных понятий и стремится довести синтетическое единство, которое
мыслится в категориях, до абсолютно безусловного. Поэтому такое единство
можно назвать разумным единством явлений, тогда как единство, выражаемое
категориями, можно назвать рассудочным единством. Таким образом, разум
имеет отношение только к применению рассудка, и притом не поскольку
рассудок содержит в себе основание возможного опыта (так как абсолютная
целокупность условий есть понятие, неприменимое в опыте, потому что никакой
опыт не бывает безусловным), а для того, чтобы предписать ему направление
для достижения такого единства, о котором рассудок не имеет никакого
понятия и которое состоит в соединении всех действий рассудка в отношении
каждого предмета в абсолютное целое. Поэтому объективное применение чистых
понятий разума всегда трансцендентно, между тем как объективное применение
чистых рассудочных понятий по своей природе всегда должно быть имманентным,
так как оно ограничено только возможным опытом.

Под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в
чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет. Следовательно,
чистые понятия разума, о которых мы говорим, суть трансцендентальные идеи.
Это понятия чистого разума, так как в них всякое опытное знание
рассматривается как определенное абсолютной целокупностью условий. Они не
вымышлены произвольно, а даны природой самого разума и потому необходимо
имеют отношение ко всему применению рассудка. Наконец, эти понятия
трансцендентны и выходят за пределы всякого опыта, в котором,
следовательно, никогда не бывает предмета, адекватного трансцендентальной
идее. Назвать идею-это значит сказать очень много в отношении объекта (как
предмета чистого рассудка), но именно поэтому очень мало в отношении
субъекта (т. е. в отношении его действительности при эмпирических
условиях), так как идея, будучи понятием некоторого максимума, никогда не
может быть in concrete дана адекватно. А так как чисто спекулятивное
применение разума стремится, собственно, к адекватности и так как
приближение к понятию, которое, однако, практически никогда не может быть
достигнуто, равносильно тому, как если бы понятие оказалось совершенно
неудачным, то о подобных понятиях говорят: это только идея.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249