Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Различие по
занимаемому месту в пространстве делает уже само по себе, без всяких других
условий, не только возможными, но и необходимыми множественность и
различение предметов как явлений. Следовательно, мнимый закон Лейбница есть
не закон природы, а только аналитическое правило для сравнения вещей
посредством одних лишь понятий.

Во-вторых, основоположение, гласящее, что реальности (как одни лишь
утверждения) никогда логически не противоречат друг Другу, есть совершенно
истинное положение об отношении между понятиями, но оно не имеет никакого
значения ни когда речь идет о природе, ни когда речь идет о вещи самой по
себе (о которой мы понятия не имеем). В самом деле, реальная
противоположность встречается везде, где А-В=0, т. е. где реальности,
связанные в одном субъекте, уничтожают действия друг друга; таковы все на
каждом шагу встречающиеся в природе действия и противодействия, которые
основываются на силах и потому должны называться realitates phaenomena.
Общая механика может даже a priori установить в виде правила эмпирическое
условие этой противоположности, указывая на противоположность направлений,
- условие, о котором ничего не знает трансцендентальное понятие реальности.
Хотя г-н фон Лейбниц и не возвестил об этом законе с помпой как о новом
основоположении, тем не менее он воспользовался им для новых утверждений, и
его последователи прямо включили этот закон в свою лейбницевско-вольфовскую
систему. Согласно этому основоположению, всякое зло, например, есть только
следствие ограниченности твари, т. е. следствие отрицаний, так как только
отрицание может быть противоположно реальности (в одном лишь понятии о вещи
вообще это в самом деле так, но не в вещах как явлениях). Подобным же
образом сторонники Лейбница считали не только возможным, но и естественным
объединять в одном существе всю реальность без каких-либо причиняющих
беспокойство противоположностей, так как они знали только один вид
противоположности -противоречие (посредством которого упраздняется понятие
самой вещи), но не противоположность, приводящую к взаимному разрушению,
когда одно реальное основание уничтожает следствия другого, условия же для
того, чтобы представить себе такую противоположность, мы находим только в
чувственности.

В-третьих, монадология Лейбница не имеет никакого иного основания, кроме
того, что этот философ представлял себе различие между внутренним и внешним
только в отношении к рассудку. Субстанции вообще должны иметь что-то
внутреннее, т. е. нечто свободное от всех внешних отношений, следовательно,
также и от сложения. Стало быть, основу внутреннего [содержания] вещей
самих по себе составляет простое. Но внутреннее, присущее состоянию вещей
самих по себе, не может также заключаться в их положении в пространстве,
фигуре, соприкосновении или движении (все эти определения суть внешние
отношения), и потому мы не можем приписывать субстанциям никаких других
внутренних состояний, кроме того состояния, благодаря которому мы внутренне
определяем свое собственное чувство, а именно кроме состояния
представлений. Так появились монады, которые должны быть первовеществом
всей Вселенной, хотя деятельная сила их состоит только в представлениях,
так что, собственно, они действуют лишь в самих себе.

По этой же причине в учении Лейбница принципом возможного общения между
субстанциями не могло быть физическое влияние, а должна была быть
предустановленная гармония. В самом деле, так как все имеет лишь внутренний
характер, т. е. занято своими представлениями, то состояние представлений
одной субстанции не может находиться ни в какой действенной связи с
состоянием представлений другой, какая-то третья причина, влияющая на все
субстанции вместе, должна согласовать их состояния друг с другом, и притом
не посредством случайного, в каждом отдельном случае особо оказываемого
содействия (systema assistentiae), а посредством единства идеи причины,
которая действительна для всех субстанций и от которой все субстанции
должны получать свое существование и постоянность, а стало быть, и
согласование друг с другом сообразно общим законам.

В-четвертых, известное учение Лейбница о времени и пространстве,
интеллектуализирующее эти формы чувственности, возникло исключительно из
той же иллюзии трансцендентальной рефлексии. Если я хочу одним лишь
рассудком представить себе внешние отношения вещей, то это можно сделать
только посредством понятия об их воздействии друг на друга, и если я хочу
связать одно состояние вещи с другим ее состоянием, то это может произойти
только в чередовании оснований и следствий. Поэтому Лейбниц мыслил
пространство как определенный порядок в общении между субстанциями, а
время- как динамическую последовательность их состояний. То особое и от
вещей независимое, что, казалось бы, присуще пространству и времени, он
приписывал неясности этих понятий, вследствие которой то, что есть лишь
форма динамических отношений, принимается за особое созерцание,
самостоятельно существующее и предшествующее самим вещам.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249