Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Так рушится вся рациональная психология вместе с ее главной опорой, и мы не
можем здесь, как и вообще в любом другом случае, надеяться расширить свои
знания посредством одних лишь понятий (и еще в меньшей степени посредством
одной лишь субъективной формы всех наших понятий, [а именно] посредством
сознания), безотносительно к возможному опыту, тем более что само основное
понятие простой природы таково, что его вообще нет в опыте, а потому нет
пути, который приводил бы к нему как к объективно значимому понятию.

ТРЕТИЙ ПАРАЛОГИЗМ, КАСАЮЩИЙСЯ ЛИЧНОСТИ

То, что сознает свое численное тождество в разное время, есть ввиду этого
личность.

Душа сознает и т. д.

Следовательно, душа есть личность.


КРИТИКА ТРЕТЬЕГО ПАРАЛОГИЭМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Если я хочу познать посредством опыта численное тождество внешнего
предмета, то я должен обратить внимание на то постоянное в явлении, к чему
как к субъекту относится все остальное как определение, и заметить
тождество его в то время, когда все остальное [в явлении] меняется. Но я
есмь предмет внутреннего чувства, и всякое время есть только форма
внутреннего чувства.

Следовательно, всякое свое последовательное определение я отношу к численно
тождественному Я во всяком времени, т. е. в форме внутреннего созерцания
меня самого. На этом основана мысль о том, что индивидуальная природа
(Personalitat) души должна была бы рассматриваться не как полученная путем
вывода, а как совершенно тождественное суждение самосознания во времени, и
в этом причина того, что оно считается априорным. В самом деле, смысл этого
положения сводится, собственно, лишь к тому, что во все время, когда я
сознаю себя, я сознаю это время как принадлежащее к единству моего Я, и
совершенно все равно, скажу ли я, что все это время находится во мне как
индивидуальном единстве или что я нахожусь во всем этом времени с численным
тождеством.

Следовательно, тождество личности неизбежно оказывается в моем сознании. Но
если я рассматриваю себя с точки зрения другого лица (как предмет его
внешнего созерцания), то [я нахожу, что] этот внешний наблюдатель
рассматривает меня только во времени; ведь в апперцепции время, собственно,
только представляется во мне. Следовательно, хотя бы он и допускал, что Я
сопутствует в моем сознании всем представлениям во всякое время, сохраняя
при этом полное тождество, все же он не может отсюда заключить к
объективной постоянности меня самого. В самом деле, в данном случае время,
в которое полагает меня этот наблюдатель, есть время не моей чувственности,
а его чувственности; поэтому тождество, необходимо связанное с моим
сознанием, не связано с сознанием наблюдателя, т. е. с внешним созерцанием
моего субъекта. Следовательно, тождество сознания меня самого в разное
время есть лишь формальное условие моих мыслей и связи между ними, но оно
вовсе не доказывает численного тождества моего субъекта, так как в нем,
несмотря на логическое тождество Я, все же могут происходить изменения,
делающие невозможным сохранение его тождества хотя мы по-прежнему наделяем
его одним и тем же Я, которое во всех других состояниях, даже и при
перемене субъекта, все еще могло бы сохранять мысли предыдущего субъекта и
передавать их следующему.

Допуская существование субстанций, нельзя соглашаться с утверждением
некоторых древних школ, что все течет и что в мире нет ничего постоянного и
устойчивого; однако единством самосознания это утверждение не
опровергается. В самом деле, исходя из своего сознания, мы сами не можем
судить о том, постоянны ли мы как душа или нет так как к своему
тождественному Я мы причисляем лишь то, что мы сознаем, и потому, само
собой разумеется, мы необходимо должны судить, что в течение всего времени,
которое мы сознаем, мы суть одни и те же. Между тем, с точки зрения
постороннего [наблюдателя], это еще не может быть признано приемлемым, так
как, не находя в душе никакого постоянного явления, кроме представления Я,
сопутствующего всем представлениям и связывающего их, мы никак не можем
установить, меняется ли это Я (одна лишь мысль) точно так же, как и все
остальные мысли, связываемые им одна с другой.

Примечательно, однако, что личность и ее предпосылка-постоянность, стало
быть, субстанциальность души только теперь должны быть доказаны. В самом
деле, если бы мы могли предположить субстанц

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249